Роман о трагедии еврейского народа

Когда мой друг, поэт и переводчик Фэхрэддин Гэрибсэс  показал книгу уроженца города Дербента (ныне проживающего в городе Москве), горско-еврейского писателя  Михаила Дадашева «Заморозки» — роман о Еврейской Слободе Кубинского района, — я очень обрадовался. Во-первых, это место, которое я знаю очень близко, во-вторых, в моих детских воспоминаниях остались очень хорошие впечатления об этом прекрасном угольке Кубинского района и о людях, — выходцев из этого поселка. Я взял книгу у моего друга и начал читать.  С первых страниц она пробудила мои детские воспоминания, перед глазами прошли, как кинолента, моменты детских лет, связанные с этой Слободой…
В 60-х годов прошлого века, когда я жил в селении Нижний Легер Кусарского района Азербайджанской Республики, в наше село часто приходили горские евреи, —  мелкие торговцы из Красной Слободы. Они обычно привозили в лезгинские селения разные мелочи бытового потребления, брали взамен деньги, яйца, куры, творог, сыр, фасоль…

В то время автотранспорта не было. И евреи приезжали в наши села на ослах.  Вечером оставались у нас в деревне, так как дороги были небезопасны, а  утром снова отправлялись назад. В то время, как я помню, в каждом лезгинском селении у евреев были свои кунаки. У нас тоже были. Я их до сих пор помню прекрасно: Гатем и сын Шамаиль и его друг Медет. Они дружили с моим дедом Махмудом и обычно оставались гостить у нас. Эти дни и для нашей семьи, и для наших соседей стали настоящими праздниками. Вечера с еврейскими гостями превращались в настоящие поэтические меджлисы. Наш дом становился в это время  литературным салоном. Евреи были талантливыми сказочниками и хорошими рассказчиками. Они знали много фольклорных произведений, и хорошо их пересказывали на ломаном лезгинском языке с еврейским акцентом, что наша семья и соседи все часами с большим интересом и удовольствием слушали их. В то время в сельских местностях не было  телевизоров. И в длинные зимние вечера евреи-сказочники для жителей нашего села были настоящей находкой. Мой дедушка Махмуд тоже знал много произведений из устного поэтического творчества, поэтому очень уважал наших гостей. До сих пор в моей памяти сохранились  песни, услышанные от них, и сказки, рассказанные ими. Особенно мне запомнился момент, когда дедушка Гатем пел песни от имени ашуга Керема, держа в руке вместе чунгура (саз) щипцы. Впервые я от них услышал восточные предания о Лейли и Меджнуне, Юсуфе и Зулейхе, Тагире и Зухре, Эсли и Кереме…
В детские и юношеские годы  каждый раз, когда я с родителями приезжал в Кубу, мы обязательно бывали и в Еврейской Слободе, навещали наших старых кунаков. Я помню, как добродушная хозяйка дома тетя Маруся, жена дяди Шамаиля (невестка дедушки Гатема) приветливо встречала нас. Они не отпускали нас домой, оставляли на ночь у себя, а утром с большим уважением провожали нас. В дальнейшем дружба не прекратилась, и наши связи продолжались до моего переезда в Дербент.
С Еврейской Слободой связаны еще и другие воспоминания…  В 1987 году летом мой первый ребенок, полуторогодовалый сын Эмин, заболел, и супруга с ним оставалась в Кусарской больнице. Несмотря на то, что уже прошла целая неделя, ребенок не выздоравливал и все время плакал, и мы не знали что делать. В это время кто-то   из  соседей посоветовал отвести сына в Кубу, в Красную Слободу, к врачу Шаулову. Я послушался совета и отвез ребенка к тому доктору. Вряд ли кто сможет поверить этому, если не увидеть все своими глазами. Ребенок, измученный болезнью и все время плакавший, увидев внушавшего доверие  доктора, сразу успокоился. Врач Шаулов (к сожалению, имя и отчество врача я не помню) обследовал ребенка, назначил ему домашнее лечение, прописал  уколы и лекарство, дал инструкцию для сельской медсестры, посоветовал, в какой аптеке купить лекарство для уколов. С того момента ребенок больше не плакал и скоро полностью выздоровел. Мы, с супругой очень удивились этому чуду. И когда я об этом случае рассказывал в нашем селении, многие не верили…
В 1993 году волны судьбы привели меня в Дербент. Здесь, на улице Пушкина,  в общем дворе я снял квартиру. Моими соседями  были евреи. Среди них самая старая тетя Турундж когда узнала, что я из Кусарского района, сразу спросила, знаю ли я кого-нибудь из евреев кусарских или из Красной Слободы. Я рассказал им про нашу дружбу с семьями дедушки Гатема и дедушки Медета, она прослезилась. В то время ни Гатема, ни Медета не было в живых. Тетя Турундж, оказывается, была их родственницей. Не зря говорят, что земля круглая. Наша семейная дружба с кубинскими евреями теперь продолжалась в Дербенте с их родственниками…
Для меня Красная Слобода всегда ассоциировалась с самым сказочным и радостным угольком земли. Я считал кубинских евреев веселым и счастливым народом, живущим без забот и хлопот, без горя и печали. Но мои иллюзии рассеялись, когда я прочитал роман известного писателя Михаила Дадашева  «Заморозки». Я понял, какие ужасные трагедии пережил этот, всегда кажущийся веселым народ, какие страдания и муки претерпел в своей истории…
Книга «Заморозки» основана на реальных исторических фактах. Она посвящена  памяти жертв  политических репрессий, трагедий ХХ века, всех невинно пострадавших и безвинно павших. В ней рассказывается о трагичных событиях 30-х годов в Еврейской Слободе Кубинского района, об искалеченных судьбах людей, выходцев из этой маленькой слободы. Автор на реальных примерах показывает, как в критические моменты истории  некоторые люди теряют человеческий облик, порядочность, духовные ценности, как низко подают нравы, а другие люди, наоборот, духом укрепляются, проявляют свою несгибаемость в любых экстремальных ситуациях. Главные герои романа, положительные персонажи — Офдум-шолчи, Нисим Юсуфов, председатель Кубинского райисполькома Али Самедов, председатель сельсовета Еврейской Слободы Севи Шамоилов, председатель колхоза «Партсъезд» Пинхас Авшалумов  и другие. Отрицательные персонажи романа — парторг колхоза «Партсъезд» Илесеф Иношке, начальники Кубинского городского отдела НКВД Мамед Мамедов и Мирбагир Седефов, секретарь Кубинского райкома Али Назаралиев, милиционеры Гусейн Гайдаров, Ашот Амалдян,  житель слободы, продавший своих соплеменников за серебряную монету Миши Кунголуши и другие. Надо отметить:        автору удалось создать оригинальные, своеобразные, живые, запоминающиеся образы.  Он показывает, как трагедия коснулась в 30-х годах этой маленькой слободы, какие страшные беды постигли ее. Но благодаря сплоченности, инстинкту самосохранения, еврейский народ смог пережить эти страшные события истории и преодолеть трудности времени. В начале книги автор делает экскурс в историю еврейского народа и показывает, когда и как появились в слободе евреи. Дальше рассказывается о судьбах представителей еврейской национальности, о выходцах из Красной Слободы. Указывается, как разрушается и как превращается жизнь людей в ад в тоталитарном обществе. Здесь человеческая жизнь ломаного гроша не стоит.

Книга называется «Заморозки». И это символично. Автор называет период 30-х годов ХХ столетия периодом заморозков. Это удачное сравнение вполне логично. Недаром историки начало правление Н.С.Хрущева называли периодом оттепели. Обычно оттепель приходит после заморозков.
М.Дадашев очень доступно описывает события тех лет: «Шли тридцатые годы. В Еврейской Слободе, которую, видимо, из-за пролитой крови многих ни в чем неповинных людей, переименовали в Красную Слободу, со скрипом, с выкручиванием рук шел процесс «сохранения» первого колхоза… Еврейская беднота, вступая в артель, надеялась улучшить свою полунищенскую жизнь за счет коллективного труда. А вот тех, кто отказывался от колхоза, раскулачивали, выселяли, конфисковали имущество, лишали права голоса…» (С. 25-26).
Далее еще хуже становится. Советская власть продолжает свой красный террор и против духовенства: «…Были конфискованы здания остальных четырех синагог, и они были закрыты. Начались аресты раввинов. Таким образом, за все эти годы было арестовано 11 из них, шестеро из которых решением тройки были расстреляны, а пятеро — сосланы в Сибирь, откуда они не вернулись. Последним, двенадцатым, в августе 1937 был арестован Раби Хаим, отец троих детей, который до этого, за религиозную пропаганду, был выслан из Кубы на 5 лет» (С. 205).
М.Дадашев бичует и некоторые человеческие пороки, присущие всем народам, в том числе и евреям: «Зависть была камнем преткновения  всех народов, но и жителей Слободы, она не обходила стороной» (С.25).
В романе указывается, что порядочные люди ни в каких обстоятельствах не испортятся, не потеряют человеческое лицо и  достоинство. Примером являются сторож бондарной артели дедушка Авшалум Михайлов, торговец Офдум-шалчи, его жена Мелке и дочь Шушен, жители Слободы Соломон,  Сенем Бирхие, Нисим Юсуфов и другие.
Жизнь на земле состоит из борьбы добра со злом. Всегда, рано или поздно, в этой борьбе добро побеждает зло. В книге «Заморозки» этот жизненный закон еще раз получил свое подтверждение.
Роман М.Дадашева пробудил мои трепетные воспоминания, те из них, которые были тесно связаны с Красной Слободой и представителями  истинно многострадального еврейского народа, и расширил круг моих знаний о судьбе этого народа. За это хочу искренно поблагодарить автора, пожелать ему покорения новых творческих вершин и удачи в деле ликвидации белых пятен в истории своего народа.

Азиз МИРЗАБЕКОВ,
поэт-публицист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *