X
    Категории: Статьи

Мастер своего дела

Театральное представление состоит из множества элементов, связывающих процесс от рождения замысла спектакля до его воплощения на сцене. Но путь к успеху невозможен без важной связующей – без искусства сценографии. Сценическое искусство требует от художника таланта живописца, графика, ваятеля, архитектора. К счастью, главный художник Государственного Лезгинского музыкально-драматического театра им. С. Стальского Демир Исаков является оригинальным и самобытным мастером, обладающим всеми качествами, необходимыми человеку этой профессии. За период работы в Лезгинском театре им осуществлено художественное оформление около 70-ти спектаклей по пьесам национальных, русских и зарубежных авторов. В оформлениях художника живет феномен сценичности: они конструктивны, пластичны, декоративны, в них заложен внезапный взрывной заряд динамики.

Жизненный путь

Исаков Демир родился 22 августа 1967 года в селении Укуз Курахского района. Его отец Гаджимагомед Исакович в начале 50-х годов прошлого века, работая на бакинских нефтепромыс- лах, одновременно окончил Азербайджанское художественное училище имени А.Азимзаде и был хорошим художником. С малых лет он прививал сыну любовь к художественному искусству. Но, к сожалению, когда Демиру исполнилось четыре года, отец умер. В семье кроме Демира были еще пятеро детей. Вся тяжесть семьи свалилась на плечи матери Айишат. Эта хрупкая женщина, несмотря на все невзгоды жизни, вырастила шестерых детей, дала им возможность получить сред­- нее, средне-специальное и высшее образование
Первоначальное образование Демир получил в интернате № 2 города Дербент. 7 и 8 классы он окончил в школе № 3 совхоза имени Ш.Алиева Дербентского района. В 1983 году поступил на театральное отделение (художник театра и кинематографии) Дагестанского художественного училища имени М. Джемала. Его учителями были известные художники: Александра Ивановна Марковская, Людмила Сергеевна Ибрагимова, Анна Борисовна Джетере, Татьяна Ивановна Жукова и другие. Изучив профессию театрального художника у мастеров высокого уровня и в 1989 году окончив это училище, Д.Исаков устроился на работу в Лезгинский театр на должность художника постановщика. В то время главным художником театра был Абакар Шахшабекович Ризаев. Он был художником от бога. Под его руководством Д.Исаков усоверя шенствовал свои знания по театральному искусству. Абакар Шахшабекович был также мастером книжной графики, и поэтому он учил молодого художника еще к этому делу. К сожалению, через некоторое время по неизвестным причинам А.Ризаев ушел из театра. Его до сих пор с большим уважением вспоминает Д.Исаков.
В 2006 году Демир Гаджимагомедович был назначен главным художником Лезгинского театра.

Творчество

Первым спектаклем, оформленным Д. Исаковым был спектакль «Все мужья хороши» по пьесе А.Вартазаряна, поставленный режиссером М.Мирзабековым. Его дебютной работе были присущи естественность, яркий кавказский колорит и богатство оттенков красок. Эту работу молодого художника хорошо воспринимали на Художественном Совете Лезгинского театра. В то время там работали большие мастера театрального искусства, выпускники Московского ГИТИСа 1955 года, заслуженные артисты России А.Махсудов и А.Сайдумов, заслуженные артисты Дагестана А.Аллахкулиев, А.Исрафилова, А.Алиева и другие. Не каждое оформление спектаклей им нравилось. Но первую работу Д.Исакова они встретили очень тепло и радостно, пожелали ему удачи и успехов в дальнейшей работе.
Одушевленный успехом оформления первого спектакля, Д.Исаков с большим энтузиазмом продолжает работать в Лезгинском театре, оформляет такие спектакли, как «Волшебный ковер» А. Самеда, «Волшебное яблоко» Э. Нарузбекова, «Молла Насреддин» А. Курбанова, «Алчность» Ш. Герейханова, «Искры люби» Г. Ильясова, «Тайна родника» М. Мирзабекова, «Каратист» И. Магомедова и другие. Театральность мышления, заключающая в себе многогранность, позволяла художнику решать труднейшие задачи, каждый раз возникающие при оформлении нового спектакля.
В 1992 году спектакль «Каратист» по пьесе И. Магомедова на фестивале театров Северного Кавказа за яркую сценографию занял первое место, и художник-постановщик этого спектакля Д. Исаков был удостоен Почетной грамоты Министерства Культуры Республики Дагестан и Министерства массовых коммуникаций и проф­- союзов Российской Федерации.
Спектакли, оформленные Д. Исаковым в Лезгинском театре, по тематике и происхождению разные. Среди них есть произведения и дагестанских, и русских, и зарубежных авторов. Из зарубежной драматургии он оформил спектакли «Дом Бернарды Альбы» Гарсии Лорки, «Хюлледжи» Решада Нури Гюнтекин, «Белые флаги» Нодара Думбадзе и другие. Из лезгинской драматургии ему поручили художественное оформление таких спектаклей как «Ашуг Саид» Т. Хурюгского и К. Меджидова, «Айисат Капирская» С. Рамазанова, «Цыгане» и «Зиярат» А. Исмаилова, «Харубек и Царубек» А. Мехмана и другие. Из дагестанской драматургии Д. Исакову удалось успешно оформить спектакли «Путь Асият» Р. Гамзатова, «Баран на балконе» В. Эфендиева, «Жена по контракту» А. Айларова, «Сила люби» Х. Абдулгапурова, «Дом, построенном во льду» М. Ахмадова, «Ах, эти лунные ночи!» А. Атаева, «Капли дождя» З. Селимгереевой.
Художник Д. Исаков наделен редким даром, магией преображения обыкновенных бытовых вещей в театральные образы. В его спектаклях всегда четко обозначена конструктивная основа сценического оформления. Он всегда стремится организовать пространство сцены более органично.
Демир Гаджимагомедович работал со многими дагестанскими режиссерами. Среди них есть такие известные имена, как В. Эфендиев, М. Мустафаев, Э. Наврузбеков, М. Мирзабеков, А. Батыров, М. Карпачев, З. Селимгереева и другие.
В последнее время в Лезгинском театре им были оформлены такие спектакли, как «Светоч аль-Мамнуна» А. Исмаилова и «Гомер из Дагестана» С. Саидгасанова, поставленные народным артистом Дагестана М. Мирзабековым. Эти работы тоже отличаются разнообразием стилевых манер, пристальным вниманием к жанру произведения и замыслу режиссера-постановщика.
Д. Исаков помогает и другим национальным театрам Дагестана. В Государственном табасаранском театре он оформил 24 спектакля, в Еврейском народном театре 18 спектаклей. Все они встречены очень тепло и радушно зрителями и театральными критиками.
Демиром Гаджимагомедовичем составлено сценическое оформление в Дагестанском Государственном Русском Драматическом Театре им. М. Горького спектакля «Отель двух миров» по пьесе французского драматурга Э. Э. Шмидта, поставленный режиссером постановщиком Мариной Карпачевой.
Д. Исаков – блистательный живописец с поэтическим мышлением, опытный художник-постановщик, умеющий претворять в жизнь различные идеи, при этом оставаясь самим собой. Его декорации всегда соответствуют времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.
В свободное от основной работы время художник в своей мастерской занимается изготовлением из дерева миниатюрных копий историчес- ких и культурных памятников Дагестана. До сих пор им созданы копии многих памятников из Дагестанского культурного наследия. Среди них крепость «Нарынкала», Дербентский ханский дворец, Дербентские стены, минареты селений Рича и Тпиг Агульского района и другие.
По инициативе главы Республики Дагестан Р. Г. Абдуллатипова в Махачкале, в районе Акгюль, на 6 гектарном участке намечено создание парка дагестанских достопримечательностей с миниатюрными их копиями. Д. Исаков тоже участвует в этом проекте. Ему предложено изготовить миниатюрные копии южно-дагестанских культурных и исторических памятников.
Всем художественным работам Д. Исакова характерен яркий национальный колорит, разнообразие красок и естественность. В этом году ему исполняется 50 лет. Он находится в самом расцвете жизненных и творческих сил, уверенно покоряет новые вершины. Желаем ему удачи и дальнейших успехов в жизни и творчестве!

Азиз Мирзабеков,
кандидат филологических наук