X
    Категории: Статьи

Нух Аскаров и его Ковчег

Ахтынская земля дала Дагестану много неординарных личностей, чей вклад в историю края весом и существенен. Сегодня хочу предложить  вспомнить о династии Аскаровых, которые дали миру Хас-Булата Аскара-Сарыджу- первого дагестанского скульптора, Сафият Аскарову -первую дагестанскую киноактрису, первого дагестанского кинооператора — Бейбулата Аскарова и еще немало интересных людей из потомков Нухбека  Аскарова из рода  Сарыджи (Сарыяр).

Многие представители этого рода отличались свободолюбием, оригинальным  мировоззрением и суждением. Сельчане не всегда их понимали. По преданию старейшин селения Ахты, даже место захоронения представителей рода Аскаровых было отдельным от всех.

Дед Хас-Булата Аскара-Сарыджи Алискер  Али-Аскар происходил из старинного и знатного ахтынского рода. Он всячески способствовал интеллектуальному и творческому развитию своих детей, вывозил их в Баку и Дербент, обучал игре на музыкальных инструментах. Так, отец  первого дагестанского скульптора Нухбек Аскаров хорошо играл на чунгуре, кларнете и гитаре, писал масляными  красками, знал несколько языков.    В  1906 году в Ахты был организован  театральный кружок под руководством  талантливого  и смелого  человека  Идриса  Шамхалова.  Шамхалов  сам писал тексты своих пьес и музыку к спектаклям.   Художником-декоратором  и человеком    впервые  в Дагестане нарисовавшим   театральную афишу к первой   постановке  ахтынского  народного  театра «Бурж -Али» был Нух Аскаров.

Несмотря  на творческие способности, для профессиональной деятельности он избрал весьма прозаичную стезю. Сначала он учился в ставропольской гимназии,  затем в Бакинском реальном училище. После недолгой службы в Ширванском полку,  была  работа на нефтяных  промыслах в Баку, где молодой свободолюбивый потомок Сарыджей  начинает сочувствовать революционно настроенным рабочим. Конфликт с городскими властями вынуждает Нухбека  Аскарова вернуться  в родное село Ахты, где он устраивается служащим в почтово-телеграфное отделение, что позволяет ему быть в курсе  всех революционных событий, происходящих на Кавказе. За сочувствие революционному движению и распространение запрещенной литературы Нух Аскаров со всем своим семейством  был выслан из Дагестана на пять лет. В 1910 году он переезжает в Армавир, и один из шести сыновей  Нуха Аскарова  Хас- Булат   определяется  в частную  музыкальную школу.

Хас-Булат  был пятым мальчиком в многодетной семье Нухбека и Мариам Аскаровых. Старше него  были братья Юсуф, Асеф, Бей-Булат, Халид.

Младшими после Хас-Булата были сестры — Сафият и Саррет, и самый младший брат Арсланбей. Так же, как некогда дед Алескер, Нухбек  Сарыджа способствовал развитию талантов своих детей. Он поощрял увлечение музыкой,танцами, рисованием. 

Хасбулат  Аскаров, в последующем ставший первым профессиональным скульптором  Дагестана, с детства хорошо играл на фортепиано, выступал с концертами в Темирхан-Шуре, одновременно пробовал писать музыку, заниматься аранжировками народных песен. Это увлечение поддерживает его товарищ Готфрид  Алиевич Гасанов — будущий основатель  Союза композиторов Дагестана, талантливый музыкант и композитор, потомок славного рода   Алкадарских.   С Хасбулатом они были одногодками и людьми, близкими по духу.  В 1918 году Хас-Булат Аскар Сарыджа пишет вальс «Каспийские волны», а в 1921 году в составе первой художественной экспедиции под  руководством  двадцатилетнего Муэтдина  Араби  Джемала (будущего основателя Союза художников Дагестана) занимался изучением музыкального фольклора по аулам  Дагестана. «В этом  интересном путешествии — пишет Х.-Б. Аскар-Сарыджа,  -художники написали немало портретов горцев, горянок, красных партизан. Были сделаны многочисленные зарисовки аулов, старинных  домов, сторожевых башен, домашней утвари и орнаментов.

Мы изучали музыкальный фольклор, этнографию, историю нашего народа, знакомились с многочисленными памятниками прошлого, с жизнью и  бытом горцев, с их поэзией, искусством ашугов  и кумузистов. В этой экспедиции Х.-Б. Аскар-Сарыджа принимает участие как музыкант, и вместе с Готфридом Гасановым он записывает около ста народных песен и мотивов. Экспедиция была организована в непростое для Дагестана время, когда на смену многовековым горским устоям робко, но неотвратимо приходили новые формы и идеи бытия. Молодые представители горской интеллигенции —  М.Джемал, Г.Гасанов, и Х.-А.Сарыджа, были полны созидательных, творческих планов. Они понимали, что распространение образования и просвещения необходимо  только через сохранение правил национальной культуры и самобытности.  В своих воспоминаниях Х.-Б.  Аскар-Сарыджа  напишет: «Путешествуя по горам, мы стали свидетелями столкновения старых представлений об изобразительном искусстве с те новым, что внесла в него жизнь. Речь идет о вековом запрете  образного выражения человека средствами живописи и скульптуры.  Воспитанные на религиозных суннитских догмах, народы Дагестана при всей любви и страстной приверженности к предметам искусства и художественным промысла боялись перешагнуть границу запрета. Не всякий тогда  отважился бы стать портретным живописцем или скульптором. Зодчий и художник Муфтали из рода Эюбов, расписавший еще в  ХII  веке потолок Фарахзарской мечети, вписав в орнаментальное панно людей и сказочных животных, совершил своего  рода подвиг.

В этом же, 1921 году Аскар-Сарыджа поступает в Московскую  консерваторию по классу известного композитора М. Ипполитова-Иванова, и казалось, путь его предопределен. Помимо учебных занятий юноша занимается аранжировками народных мотивов, собранных в экспедиции по горам Дагестана. Но в его жизни вдруг случается неожиданный крутой поворот.      Летом следующего года  Аскар-Сарыджа приезжает на каникулы в Дагестан, где ему вместе с  художником  М. Джемалом предоставляется  от правительства республики Дагестан возможность совершить  поездку в Баку и Тбилиси для знакомства с культурой соседних республик. В Баку  они знакомятся с выдающимся  композитором  Узеиром Гаджибековым и художником  Азимом Азим-заде.  В Тифлисе  их ожидал давний  друг — русский художник  Евгений Лансере, дружба с которым началась еще в  Темирхан-Шуре, где Лансере жил и преподавал в гимназии для одаренной молодежи рисовальные курсы.  А  Джемал и Хас-Булат были его учениками. 

В Тифлисе  Лансере знакомит молодых  людей с грузинским скульптором  Яковом Николадзе- учеником знаменитого Родена. Посещение его мастерской и знакомство с его работами для Хас-Булата Аскара-Сарыджи  становится  явлением судьбоносным.  Он обнаруживает в себе непреодолимую тягу к изобразительной  пластической форме, позже он напишет: » Мое знакомство со скульптором Яковом Николадзе решило мою судьбу, я стал скульптором».   Он был основоположником в искусстве ваяния и долгое время единственным в республике  профессиональным скульптором.

Народный художник Дагестана, заслуженный деятель Казахстана, он был автором многочисленных памятников, декоративных скульптур, установленных во многих городах бывшего СССР.

В нашем городе  — это памятник Махачу Дахадаеву  на привокзальной площади, памятники С. Стальскому  и Г. Цадасе.  Его работами  были оформлены  павильоны Северного Кавказа, Казахстана и Азербайджана на Всесоюзной хозяйственной выставке в Москве.

Коснувшись личности и творчества Хас-Булата  Аскара-Сарыджи, нельзя умолчать тот факт, что в 1930  — е годы, когда  национальные театры испытывали острый дефицит  в пьесах национальных авторов, Хас -Булатом была написана совместно с Р. Фатуевым  пьеса «Святая Мукминат». 

Этой пьесой  Кумыкский национальный театр  открыл в октябре  31-го года свой второй театральный сезон.  Позже им  еще  были написаны  пьесы : «Два друга», «Высокие горы», «Розы и шипы», повесть » Кинжал и штык». Наряду с большими литературными  произведениями, Х.Б Аскар-Сарыджа  пробовал писать  и небольшие рассказы, которые были изданы  в Пятигорске и Москве. Умер Хас-Булат Аскар Сарыджа в Москве, где прожил  последние годы, и  похоронен на Ваганьковском кладбище. Спустя  пятнадцать лет после смерти, в его личном архиве  было обнаружено произведение, которое он переписывал и переделывал не один раз. Называется оно «Сарычар-Наме» и начинается  с   четверостишия:

Настала старость…

Грустнеет небо…

И только зори дальние 

Манят меня обманными надеждами…

У Хас-Булата  Аскара-Сарыджи была дочь от первого брака -Тамила Хас-Булатовна  Аскарова-Спасская. Она была первым директором биологического музея ДГУ, замечательным ученым и незаменимым работником музея, которому она посвятила 35 лет жизни. 

Тамила Хас-Булатовна родилась в 1928 году в горном селении Ахты.  Детство она провела на родине матери — в селе Ашильта, Унцукльского района. По воспоминаниям  родственников, девочка была живая и любознательная. После школы поехала в Москву учиться на ихтиолога. Последние годы она провела в Петербурге. До своего восьмидесятилетия она не дожила 2-х месяцев.  

Сегодня  в Махачкале  живет один из потомков Сарыджей. Это внук Бейбулата, третьего сына  Нухбека Аскарова — Бейбулат Аскаров. Он,  так же как и его дед,   стал  телеоператором,   работает на   ГТРК Дагестан. Те корреспонденты и редакторы телекомпании,  кто выезжал с ним на съемки, знают, как Булат Аскаров умеет работать. Он оператор с душой художника. Деда  своего, чью профессию он перенял, Булат не помнит. К  сожалению, он умер слишком рано, в 36 лет. Но,  по рассказам своего отца знает, что дед  работал кинооператором,  режиссером,  актером на киностудиях  Азербайджана, Москвы, Украины.  Во Львове, где отец жил последние годы своей жизни,   Бейбулат Аскаров  женился на местной красавице  Сусанне Черняцкой, у них родился сын, которого назвали Селимом.  Когда Селиму исполнилось 6 лет,  Бейбулат  Нухбекович Аскаров,  к несчастью,  заболел брюшным тифом и скончался.  Селим,  к концу войны  ушел на фронт,  и служил в пехоте,  воевал с японцами.  После войны еще отслужил 2 года  срочной службы в армии. Когда пришло время  увольняться в запас, молодой человек, который о родине  своего отца знал по рассказам матери-украинки, приезжает в Дагестан и остается здесь жить навсегда. Работал он топографом в махачкалинском Жилгипроводхозе. Прожил долгую и замечательную жизнь. Нет, он не был художником, скульптором или музыкантом. Селим Аскаров был донором!  В домашнем архиве его сын Бейбулат вместе  с уникальными семейными фотографиями хранит удивительный документ. Это удостоверение  почетного донора СССР с записью, что «с  19 октября 1957 года  по 30 января 1986 года  Селим Бейбулатович Аскаров сдал 57 литров 500 мл крови», которая у него была редкой  группы.

 Сейчас в  селении  Ахты  живут  потомки старшего  сына Нухбека Аскарова -Юсуфа.  А в Москве  на канале СТС  работает Юрий Аскаров — внук самого младшего брата  Аскаровых  -Арсланбея.

Все потомки Нуха Аскарова из селения Ахты, словно племя библейского Ноя, разбрелись по миру в поисках счастья. Счастья, которое потомки  Сарыджей считали  возможным, только  когда отдаешь  частичку  себя.  Будь то творчество, созидательные силы души своей,  или жизненная энергия, что течет в жилах.

 

Гулера Камилова,

тележурналист