Счастливое сплетение судеб

К юбилею народных артистов России Мурадхана и Шамсиджахан Кухмазовых.
В апреле 1960-го года в Москве проходили дни декады искусства и литературы Дагестана.
В Колонном зале Дома Союзов прошли симфонические концерты композиторов Наби Дагирова, Мурада Кажлаева, Готфрида Гасанова. В Выставочном зале на Кузнецком мосту развернута выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов Дагестана. На сцене Малого театра московская публика увидела спектакли дагестанских национальных театров. Критики и театроведы тогда высоко оценили игру артистов лезгинского Государ­ственного музыкально – драматического театра им. С. Стальского.
В это же самое время на экраны страны вышел первый художественный фильм о Дагестане «Тучи покидают небо» И те артисты, которые блистательно играли на сцене Малого театра, были задействованы в главных ролях в фильме, поставленном по сценарию Ахмедхана Абубакара.

Артист лезгинского театра Мурадхан Кухмазов играл в фильме одну из главных ролей-председателя Касума. Роль для него была знаменательной. Его талант был замечен еще во время выступления на сцене театра, а после фильма имя артиста Мурадхана Кухмазова зазвучало еще ярче. Ему присвоили звание «Народного артиста РСФСР» и стали приглашать различные киностудии страны. Но, Мурадхан Кухмазов отказывается, и до конца своих дней остается верным сцене родного Лезгинского государственного музыкально-драматического театра имени С. Стальского. Почему? Ведь желание любого артиста – добиться славы и популярности. Наверное, ответ на этот вопрос мы найдем, если обратимся к истории жизни и творчества артиста. Рассказывая о Мурадхане, нельзя умолчать о его супруге, артистке Шамсиджахан, не коснуться истории становления лезгинского театра, рода Кухмазовых и истории села Ахты.
Ахты
История этого села удивительна. Как и все села Дагестана, Ахты подвергался нашествиям, погромам и разорению. Но жители этого села никогда не знали правителей шахов или беков. Свое общество они называли вольным.
Ахтынское вольное общество формировало особую цивилизованную среду, в которой выросли такие выдающиеся военные, ученые, деятели культуры, как Мирзаали Ахтынский и Гаджи Абдурахман, которые были не только духовными лидерами, но их решали возникающие общественные и хозяйственные вопросы, формировали нравственные и морально-этические нормы в своем сообщетсве.
Сохранился документ о вхождении Ахты в состав России, подписанный в Кубе еще в 1812 году, лидерами Ахтынского вольного общества. Заметьте, что это было сделано за год до подписания Гюлистанского мирного договора между Персией и Россией. В ахтынском медресе преподавались такие предметы, как математика, лингвистика, астрономия, арабский, персидский и турецкий языки. Учителя ахтынского медресе были дружны с руководством Царского военного гарнизона, расположенного в Ахтах. Духовные лидеры были инициаторами того, что в 1861 году (в год отмены в России крепостного права), в Ахтах открывается первая светская русская школа.
Отец будущего артиста Мурадхана Кухмазова Абдулжалил и дядя Абдурахман Гаджи были учениками ахтынского медресе. Оба они были уважаемыми людьми, занимающими видное место в обществе.
Гаджи Абдурахман — дядя Мурадхана Кухмазова, после смерти Мирзаали Ахтынского возглавил вольное общество своего села. А отец Мурадхана Абдулжалил занимался сельским хозяйством, сам пахал и сеял, несмотря на то, что был состоятельным человеком и занимался благотворительностью.
Он хорошо знал арабский, персидский, тюркский и русский языки, служил переводчиком у царских чиновников, служивших в Южном Дагестане. Позже, как один из уважаемых и состоятельных людей, он был избран на съезде крестьян Самурского округа депутатом в Государственную Думу. Его дом над рекой Ахты, который возвышается там и по ныне, был всегда полон людьми, звучала музыка и песни. В этой атмосфере и росли дети Абдулжалила Кухмазова. А было их от двух браков двенадцать. Вторая жена Муминат была моложе на много лет. Она была дочерью ссыльного в Сибирь за выступление против царя богатого ахтынца и жила на севере вместе со своей семьей. Но как то удалось ее отцу прислать весточку в Ахты, что кто приедет за его младшей дочерью и заберет на родину, за того ее и отдаст замуж. Этим отчаянным горцем был овдовевший к тому времени Абдулжалил Кухмазов.

Мурадхан
Мурадхан Кухмазов родился 25 января 1914 года.
Любовь к театральному искусству формировалась у него с детских лет. Еще до его рождения в 1906 году в Ахтах появляется первый драматический кружок, созданный в 1905 году в Баку под руководством артиста, драматурга и режиссера в одном лице Идриса Шамхалова. В те времена многие ахтынские семьи выезжали на заработки в Баку, в Сураханы. Кто-то даже обосновывался и оставался жить, и их потомки там живут по сей день, а кто-то приезжал на сезонные работы зимой, а летом возвращался к себе на родину. Идрис Шамхалов родился в Баку в семье отходника-рабочего нефтепромыслов. За годы учебы он не раз бывал на спектаклях бакинских театров. Тогда у него зародилась мысль создать что-то подобное в родном ауле. Первыми его постановками в Ахтах были «Старая Турция», «Первый винокур» по Л. Толстому. Зрителями первых постановок были солдаты царского гарнизона. Позже ставились музыкальные спектакли по У.Гаджибекову «Аршин мал алан», «Лейли и Меджнун» , «Мешеди Ибад».
Среди публики всегда присутствовала веселая ватага сельских ребятишек. Один из них увлекался делами театра особенно, часто помогал перевозить театральные декорации и другой инвентарь по селам района, где театр показывал свои спектакли, старался не пропускать не одного фильма, который показывала кинопередвижка. Новое и диковинное в то время в горах веяние зрелищной индустрии. Этого мальчика звали Мурадхан Кухмазов. Театр и мастерство артистов привлекали его как ничто другое. В возрасте 15 лет он играет свою первую роль в Спектакле «Мешеди Ибад». Роль не большую, второстепенную. Но после этого талантливый юноша понимает, что театр для него не просто увлечение, а дело всей жизни. Узнав, что в Махачкале открываются курсы по подготовке кадров для национальных театров, он поступает на учебу и жадно осваивает секреты актерского мастерства. Параллельно ходит в музыкальное училище и берет там уроки музыки и вокала. В 1932 году, завершив учебу и вернувшись в Ахты, он с новыми силами включается в работу. Здесь ему уже доверяют серьезные и сложные роли, первой из которых была роль Ибн Салама в опере У. Гаджибекова «Лейли и Меджнун». За нею последовали десятки ярких запоминающихся образов. В 1935 году лезгинский народный театр в Ахтах получает статус Государственного драматического театра. Это дает новый импульс и вдохновение для работы всего коллектива театра. В 1937 году режиссер Сефербег Агабалаев ставит постановку по опере Гаджибекова «Аршин мал алан». В этой постановке Мурадхан Кухмазов играет роль Сулеймана. Через год в постановке по пьесе турецкого драматурга Шамседдина Сами «Кузнец Геве» Мурадхан играет главную роль. Затем были роли Агшина в «Невесте Огня» по пьесе Джафара Джабарлы, роль Береста в пьесе украинского драматурга Корнейчука «Платон Кречет». Роль Карла Моора в трагедии Шиллера «Разбойники». В 1940 году молодой артист Лезгинского театра Мурадхан Кухмазов получает звание Заслуженного артиста ДАССР.
В 1941 году начинается Великая Отечественная война и молодой актер должен был остаться в тылу и вести культурную и пропагандистскую работу. Но, как вспоминает его дочь, народная артистка РД, актриса лезгинского театра Зарифа Кухмазова, Мурадхану было стыдно перед сельчанами, что он молодой и здоровый мужчина, должен отсиживаться в тылу, когда его сельчане да и все сознательные граждане своей страны воюют с фашистами. К тому времени его старший брат Талидин был кадровым офицером Советской армии и воевал в Финской войне, а потом в Великой Отечественной. В самый тяжелый период начала Войны Талидин Кухмазов был удостоен высшей награды Ордена боевого Красного знамени. Когда он погиб, его место в боевом строю занял Мурадхан Кухмазов, который добровольцем уходит на фронт. Затем на фронт уходят его младшие братья Абдул и Талут.
Мурадхан Кухмазов был участником освобождения городов Минск, Орша, Кенигсберг. За самоотверженное служение отчизне, Советское правительство наградило его орденами «Красной Звезды» и «Знак Почета» медалями «За отвагу», «За Взятие Кенигберга» «За Победу над Германией». Солдат Советской армии Мурадхан Кухмазов видел смерть и кровь, беды и страдания народов своей страны. Эти страшные картины изменили характер Мурадхана. Он стал более сдержанным, молчаливым и угрюмым. Но его отношение к однажды выбранному пути, к сцене не изменилось. Мурадхан знал, что после завершения войны он вернется в свой родной край — утопающий в цветах Ахты. Вернется в свой театр.

Шамсиджахан
В то время далеко в тылу на его родине, в селении Ахты, земляки самоотверженно трудились, приближая Великую Победу. В колхозах и на предприятиях работали в основном женщины, старики и дети. Собирали в фонд обороны и для семей фронтовиков фрукты и овощи, пасли отары на пастбищах, вязали теплую одежду. А боевой дух своих земляков продолжали поддерживать совсем молодые артисты.
На смену ушедшим на фронт артистам Несреду Ахмедову, Сагдедину Велиханову, Джалалу Меджидову, Сабиру Гаджиеву пришли старшеклассники ахтынской средней школы. Агаверди Субханов, Шихахмед Шамхалов. Касумпаша Бабаев. Света Асланбекова, Ханумага Девлетханова, Медина Менафова, Шамсиджахан Алибекова.
Шамсиджахан родилась в 1924 году, в поселке Сураханы недалеко от Баку, где ее отец работал нефтяником. В семье Алибековых любили музыку, отец и дядя играли на гармони и чунгуре. Маленькая Шамси пела песни. Когда Шамсиджахан перешла в шестой класс ее семья вернулась из Азербайджана в Ахты. Здесь на родине предков ее таланты стали проявляться ярче. В возрасте 13 лет она приняла участие в фестивале юных исполнителей под названием «Соловей». Этот фестиваль проводился в Махачкале на радио, и был посвящен поэту Сулейману Стальскому. Шамси Алибекова принимала участие в кружках самодеятельности в школе, и впервые, будучи еще в 7 классе, поднялась на сцену. Она играла роль пионерки в пьесе Джафара Джабарлы «Алмас». Молодую начинающую артистку поддерживал и направлял завуч средней школы, в которой она училась, ставший позже народным поэтом Дагестана, Шахэмир Мурадов.
28 мая 1942 года Шамсиджахан Алибекову принимают в лезгинский театр актрисой. Вместе с другими молодыми артистами, бывшими кружковцами, она ездила выступать перед бойцами и раненными солдатами в госпитали, на концертные площадки городов и районов республики. Шамси хорошо пела на русском лезгинском и азербайджанском языках.
Первой ее серьезной ролью была роль «Периханум» в одноименной пьесе Идриса Шамхалова. Это было уже после Победы в 1946 году. Молодой актрисе лезгинского театра Шамсиджахан Алибековой было 22 года, за плечами уже определенный опыт артистки, и неудавшийся брак. Человек, за которого родные выдали Шамси замуж, был хорошим, трудолюбивым, но ему не нравилось увлечение жены театром. И это понятно. Какому горцу понравится, что б его жена играла на сцене и развлекала публику. Но, выбирая между тихой семейной жизнью и жизнью артистки, она отдала предпочтение последнему. Любовь к сцене, к искусству была сильнее, чем желание иметь семью и жить как все. Но судьба распорядилась по — своему.
Уже во время репетиций пьесы Идриса Шамхалова «Периханум» Шамси Алибекова чувствовала на себе пристальный взгляд молодого человека в военной форме. Это был вернувшийся с войны Мурадхан Кухмазов земляк, дальний родственник, а самое главное, артист, который, так же как и Шамсиджахан однажды и навсегда выбрал сцену и остался верным ей на всю оставшуюся жизнь.
Шамсиджахан Кухмазова сыграла на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра десятки ролей. В пьесе «Украли жениха» роль Зумруд, Мержан в спектакле « цветок России», Шагьсенем в «Ашуге Карибе» , Лейли в «Лейли и Меджнун», Дильбер в «Ашуг Саид», Арина в «Женитьбе» Н. Гоголя, Ануш в «Хануме» по пьесе Цагарели и еще многие другие. Как у любой яркой актрисы, у нее были поклонники, которые знали все ее роли, следили за ее творчеством. Но рядом с Шамси­джахан и на сцене и в жизни был человек, присутствие которого делало ее успешной – муж, единомышленник и любимый человек — Мурадхан Кухмазов. Это было счастливое сочетание двух судеб. Об их отношениях в лезгинских райо­нах и селах, в которых гастролировал коллектив театра, ходили легенды. Мурадхан, упоминая о свей жене, говорил «Зи авай авачир сад» — «моя единственная». Этими воспоминаниями поделился сын поэта Шамсудина Исаева Расим Исаев. Его отец в одно время работал заведующим отдела культуры Курахского района. И в их доме во время гастролей часто оставались ночевать артисты. В их числе и Мурадхан Кухмазов.

Образы в памяти
В 1958 году Мурадхану Кухмазову присваивают звание народного артиста ДАССР. В 1960 году в Москве во время декады литературы и искусств Дагестана Мурадхан Кухмазов дебютирует как киноартист в фильме «Тучи покидают небо», а так же играет в спектаклях лезгинского государственного музыкально-драматического театра «Сулак – свидетель» по пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова, в пьесе Тагира Хурюгского и Кияса Меджидова «Ашуг Саид». В Ашуг Саиде Мурадхан Кухмазов играет Мурсал Хана.
Воспоминания Абдул – Гафара Ахмедова, президента Общества дружбы, культурных и экономических связей «Дагестан-Азербайджан», земляка и родственника Мурадхана Кухмазова:
«Во время декады я был в Москве, учился в высшей партийной школе, и конечно, был очень рад тому, что туда приехали наши артисты. Я был на спектаклях нашего театра и видел замечательную игру артистов, которую отметили и высоко оценили московские театральные критики. Мурадхан Кухмазов в «Ашуг Саиде» играл Мурсал хана. Это был такой яркий образ, что для многих стал не забываемым. Каждый выход Мурадхана на сцену встречали аплодисментами»
Дурия Рагимова, народная артистка РД: «Мурадхан был царем, шахом сцены. Одно его появление впечатляло. Для лезгинского театра он был больше чем артист. Его слово всегда имело вес и силу. Он относился к театру как к храму, и заставлял других артистов так же относиться к своей работе. Имена Мурадхана и Шамсиджахан, я думаю, надо золотыми буквами вписать в историю нашей национальной культуры».
Мамед Мамедов народный артист РД:
«Мурадхан Кухмазов это большой актер, его творчество огромно. Я не встречал людей, которые так относились к своей профессии, как он. Он не любил когда опаздывали на репетиции, или относились не серьезно к мастерству артиста и самому театру. Я помню репетиции, когда режиссер Багиш Айдаев разрабатывая мизансцену, руководил артистами уже пожилыми, в числе которых был и Мурадхан. И как Мурадхан Абдулжалилович послушно выполнял все указания совсем молодого, но профессионального режис­­се­ра. Для меня-начинающего артиста, это было показателем того, как надо работать и относится к своей работе».
Габибов Абдуллах заслуженный артист РФ
«Мы играли вместе в спектакле «Ашуг Саид». Я играл роль Саида, а Мурад хан Кухмазов играл Мурсал хана. Это был такой фактурный, внушающий страх и трепет Мурсал хан, что просто повергал в дрожь своей реальностью. Я знаю, что молодые артисты побаивались Мурадхана Абдулжалиловича, хотя он был очень добр и великодушен к начинающим актерам. Иногда его можно было встретить на улице, поздороваться и не получить в ответ приветствия, потому что он заучивал роли по дороге в театр или домой. Он всегда работал над собой»
Гулизар Султанова, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, театровед
«Театр — это было то, чем жили Мурадхан и Шамсиджахан Кухмазовы. Для них не существовало жанровых барьеров. Они прекрасно исполняли лирико-психологические, драматические, трагические и комичные роли. Динамичность, хорошая дикция, отсутствие фальши были основными чертами характера актера Мурадхана Кухмазова. Он как магнит привязывал к себе внимание зрителей, заставлял вместе с ним переживать, радоваться, плакать и смеяться. Сдержан­- ный и строгий в жизни и на людях, он неузнаваемо преображался на сцене, и в этом было его высокое мастерство. Шамси-Джахан Кухмазова была очень тонкой лирической актрисой в молодости. Красивая внешность, красивый голос делали ее особенной на сцене. Несмотря на то, что она была многодетная мать, она никогда не пропускала репетиции, всегда была на сцене и все ее дети выросли на сцене. Я помню, как она рассказывала о первых годах своей работы в театре. Как они ездили на гастроли в высокогорные труднодоступные районы. Бывали случаи, когда они рисковали жизнью, но никогда ей не приходило в голову уйти из театра».
Шамсиджахан Кухмазова ушла из жизни в 2009 году, через 23 года после смерти Мурадхана. Их судьбы сплела в единое сцена, которой оба они прослужили более 50 лет. Оба они имели высокие звания и награды от правительства и признание простого народа. В фондах дагестанского государственного радио остались записи песен в исполнении Шамсиджахан Кухмазовой и совсем мало записанных на видео спектаклей с ее участием. Их, можно сказать, нет. Образ Мурадхана Абдулжалиловича нам сохранил фильм «Тучи покидают небо» и я считаю это большим везением.
В семье Мурадхана Кухмазова все жили театром. Сейчас в коллективе Лезгинского драматического театра продолжают работать две дочери Мурадхана и Шамсиджахан Кухмазовых Фарида и Зарифа. Недавно младшая дочь Кухмазовых Зерифе была удостоена правительством звания Народная артистка Республики Дагестан.
Уже несколько лет коллектив Лезгинского музыкально — драматического театра работает в стенах нового красивого здания. Думая о перспективах, надо помнить о традициях, считает главный режиссер театра Мирзабек Мирзабеков. О тех традициях, которые формировали лучшие артисты нашего театра, начиная со дня его основания, в числе которых были Мурадхан и Шамсиджахан Кухмазовы-артисты, однажды и навсегда ярко осветившие лезгинскую национальную сцену на много лет вперед.
В написании статьи были использованы материалы из книги Азиза Мирзабекова «Галерея образов великого мастера», воспоминания дочери Зарифы Кухмазовой, Расима Исаева, бывших коллег, а так же земляка и родственника Абдул-Гафара Ахмедова.

Гулера КАМИЛОВА,
тележурналист,
г.Махачкала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *