Пережитки магии в современных обрядах лезгин

Пережитки ранних форм религиозных верований, в том числе магии сохранились во многих современных обрядах. Свадебный обряд не является исключением. Несмотря на то, что, по мнению исследователей, на современном этапе почти весь цикл обычаев и обрядов, сопровождающих свадьбу у лезгин, сохраняется в традиционном варианте, однако, многие обряды и обычаи свадебного цикла, которым в прошлом придавалось магическое значение, в наши дни чаще всего являются символами, придающими свадьбе эмоциональность и национальный колорит.

Свадебный обряд у лезгин сохраняет в себе в большом количестве архаические поверья, содержит немало суеверно — бытовых пережитков, во время его проведения исполняются множество магико — предохранительных приемов. Практика изучения магических обрядов на свадьбах лезгин исследователями показывает, что они в ответ на определенные практические потребности призваны воздействовать на природу, общество, заменяя реальные средства мнимыми, иллюзорными. Их назначение, как правило, сводится к двум целям: во-первых, уберечь молодых от «порчи», возможного вреда со стороны недоброжелателей, и, во-вторых, обеспечить им достаток, здоровье и способность продолжения рода, складывание нормальных отношений с новой родней и т. д.
При выборе невесты учитывали, кроме качеств самой девушки (внешняя красота, трудолюбие, знатность и т. д.), многодетность ее матери, считая, что эта способность может передаваться по наследству.
Сватами старались посылать людей, имевших большое потомство, но, ни в коем случае не допускалось, чтобы сватами были люди с «дурным глазом».
Если сватовство состоялось, т. е. родители девушки согласны, на стол (скатерть) приносят сладкий чай. Чтобы будущие муж и жена, а также будущие родственники между собой были в «сладких» отношениях — ладили, жили без огорчений, не испытывали горечь.
После сватовства дом невесты посещали родственницы жениха и приносили сладости — пожелание совместной сладкой жизнь.
Основные цвета свадебных нарядов для лезгин являются красный (связанной с Первотворцом и верховным богом Рагъ — Солнце, и поэтому священный цвет у лезгин) и белый (символ Белого мира — Экуь дэне в лезгинской мифологии, противопоставляемый подземному Темному миру — МичIи дэне).
Магическое значение придается белому и красному цвету: белый цвет означает чистоту, радость, красный цвет — связь с предками. Приносимые в дом жениха тIаратIы также должны быть только этих цветов.
Свадебное платье для невесты должна была шить и надевать на неё, перед приходом в дом жениха, многодетная молодая женщина с безупречной репутацией. Бездетных и близко не подпускали. Это было связано с возможностью передачи молодым как положительных, так и отрицательных качеств контактирующихся с ними людей.
Во время заключения брака по мусульманскому обряду считалось, что жених и невеста находятся в наиболее уязвимом состоянии, и недоброжелатель, к примеру, взобравшись на крышу дома, может услышать произносимые внутри фразы. Если этот недруг вслед за священником, женихом и невестой начнет отрицать все (повторять наоборот, и при том, завязывая узел на нитке, запирая замок, закрывая нож и т. д.), не только брак не продержится долго, но и молодожены будут лишены вступать в близость. Для того, чтобы не допустить этого использовали языческие методы защиты: дом, где совершается бракосочетание, охраняли родственники жениха; участникам бракосочетания запрещалось до окончания процесса делать какие — либо движения; один из присутствующих в процессе бракосочетания разрезал ножницами бумагу, шерсть и т. д. для того, чтобы разрушить тем самым возможный вред черной магии. Затем разрезанные вещи сжигали вместе с солью, и этим дымом окуривали молодых.
Во время исполнения религиозного обряда бракосочетания положено было открыть все замки в доме. В этот момент нельзя было завязывать узлы, держать кулак зажатым, сцеплять пальцы обеих рук. Существовал определенный порядок бракосочетания, во время совершения которого посередине комнаты ставили маленький кувшин с водой. Представители жениха и невесты должны были сидеть, вытянув ноги вперед, при том приложить большие пальцы рук к горловине кувшина. При этом палец представителя жениха должен был располагаться выше, что означало главенство мужа в семье.
Предпринимались защитные меры против возможных попыток помешать свадьбе и вредить жениху и невесте с помощью вредоносной магии. К примеру, после сватовства, невеста не должна была без особой нужды выходить из дома: боялись сглаза, колдовства, злых духов и демонов.
В четвертый день свадьбы, перед тем, как невеста наденет свадебный наряд, она должна проститься с родным очагом (буквально с печкой) и поцеловать ее. Это означает, что она порывает связь с духами родительского дома и переходить под защиту духов — покровителей дома жениха. После этого родственники поочередно давали свой «рухсат» — разрешение на надевание свадебного наряда и оставление родительского дома.
При переходе невесты в дом жениха, закрывали ее лицо, чтобы злые силы не могли увидеть. Оно должно было быть покрытым обязательно красным шелковым головным убором.
По дороге в дом жениха внимательно смотрели, нет ли на пути движения осколков разбитого кувшина, или древесных угольков, золы и т. д. Их обходили. В противном случае считалось, что мечты невесты могут разбиться, жизнь станет черной как угольки и т.д.
Невесту в дом жениха сопровождала девушка с зажженной лампой, очищая дорогу от злых сил. Если вдруг зажженная лампа по дороге гасла, все неприятности дальнейшей жизни этой семьи объясняли этим фактом, т.е. колдовством кого-то из недоброжелателей. Зажженная лампа содержала огонь отцовского очага, который должен был на первых порах служить ей защитой в доме мужа.
Сильным оберегом для невесты считалось зеркало в руках родственниц жениха, а также входившее как один из обязательных предметов в приданое невесты. Оно было призвано отражать от невесты злых духов или колдовство, а наличие различных украшений усиливало функции зеркала, как оберега.
Нельзя ходить по чужим следам, иначе пристанут его болезни. Учитывая это, когда невесту везли в дом жениха, старались не идти вслед другой процессии (если в селе в тот день две свадьбы). Также, нельзя возвращаться с невестой в дом жениха той же дорогой, по которой пошли за ней. Считалось, что если не соблюдать это правило, то невеста вернется по той же дорогой: (как пошла, так и пришла), т. е. муж и жена разведутся.
У невестки — лезгинки в сундук, где содержится свадебная пища, обязательно клали вареные куры и крашеные в красный цвет яйца, как элемент магии продуцирования.
У дома жениха навстречу к невесте выходили молодые (девушки и мальчики) с зажженными факелами.
Невесту, когда ее приводят в дом жениха, надо обязательно обсыпать зерном, рисом, мелкими монетами, конфетами, чтобы она была плодородная, родила много детей, пустила корни.
Перед входом в комнату, специально приготовленной для невесты заранее, надо обмакнуть руку невесты в мед и оставить отпечаток этой руки над крыльцом двери, тогда она будет слаще и вечно любима в этом доме. Но самое главное, домашние духи будут к ней хорошо расположены.
Во время свадьбы опекунами молодых (жениха и невесты) должны быть семейные и обязательно многодетные, счастливые в браке мужчина и женщина, чтобы их хорошие качества передавались молодым.
В меню свадебного стола обязательно должно быть «бирганд» (целиком сваренный или обжаренный баран), чтобы в доме и семье был достаток.
После того, как невеста входит в дом жениха и садится на специально приготовленное место, на колени ее обязательно надо сажать мальчика, чтобы она родила ребенка мужского пола, так необходимого для ведения хозяйства и для защиты родной земли.
Весенние свадьбы имели определенное сакраментальное значение: весна — начало лета, весной пробуждается вся природа и рождается новое. Яркое солнце во время свадьбы считают хорошим предзнаменованием: оно предвещает благополучие в семейной жизни молодоженов. Дождь весной — хорошая примета: возрождение природы и признак будущего урожая. С этим явлением связано следующее народное поверье: если в день свадьбы пройдет дождь, то невеста будет счастливой. Этим, видимо, мотивировано и такое обрядовое действие, как поливание следов невесты чистой водой в момент ее выхода из отчего дома.
Для охраны жениха и невесты от злых сил, а также от магических действий недоброжелателей (бросание тухлых яиц вслед свадебной процессии, гашение лампы невесты и т. д.) предпринимались меры. Еще до начала свадьбы для жениха и невесты «нанимали» телохранителей. Телохранители жениха называются «пкавул», а у невесты енге ( рушан наиб). Они охраняли жениха и невесту от вредоносной магии, злых умыслов конкретных врагов.
Если в день свадьбы в селе умер кто-то, считалось, что он (мертвец) или его дух может навредить жениху или невесте. Для того, что бы умерший или его разгневанный дух, не наносил вреда (бесплодие, болезни и т. д.) молодоженам (из-за того, что в день его смерти проводится свадьба), предпринимались меры. Одна из них состояла из следующего действия: отмеряли по росту жениха или невесты (в зависимости кто умер: мужчина или женщина) шерстяные нитки семи разных цветов и клали в могилу (закапывали в землю). Таким образом действовали на дух (душу) умершего, чтобы он, не задерживаясь (если дух (душа) задержится на земле, может вредить), отправился в небеса — в светильник душ, расположенный у апартаментов верховного бога Рагъ. Шерстяные нитки семи цветов, вероятно, символизировал Радугу — дорогу между Небом и Землей.
В доме невесты одна из пришедших женщин совершала следующий обряд: она разламывала над головой невесты хлеб на маленькие кусочки, которые тут же смазывала медом и маслом, и раздавала присутствующим. Это обрядовое действие связано с древними магическими пожеланиями новобрачным — сладкой и полной довольства жизни (хлеб, масло, мед). В народе считалось, что человек, съевший кусок невестиного хлеба, обретает счастье. После этого невесту покрывали красным платком (символ невинности девушки, а также счастья и благополучия).
Невесту, прибывшую в дом жениха отводили в кухню (цIун кIвал), и она поклонялась домашнему очагу мужа. С этого момента она переходила под опеку духов дома жениха.
Существовали различные способы охраны молодоженов и в первое время после свадьбы, так как молодая супружеская пара все еще оставалась наиболее уязвимым объектом для враждебно настроенных лиц. Поэтому в комнате, где жили молодые, хранились различные талисманы; в одном из помещений находился наполненный водой сосуд с куриным сырым яйцом или скорлупой яиц; хранили в доме простой речной камень. Иногда молодые, выходя на улицу, брали с собой такой камень.
В процессе длительного исторического развития свадебного ритуала древнейшие магические представления и связанные с ними обрядовые действия подвергались трансформации и переосмыслению, усиливалась их эстетическая направленность, на первое место выдвигалась игровая сторона многих из них, что придавало свадьбе в ХХ в. характер красочно оформленного спектакля.

Фейруз Бадалов,
кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *