Имена ста древнегреческих бо¬гов, героев и лезгинский язык

85. ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии сын титана Йапе- Про-мет/ей см. лезг. яз. 

та (см.Яфет, отсюда и яфетические языки) «Пара — мет/ей, где: 

двоюродной брат Зевса. Мать — океанида «Пара» — много, сильно, 

Климена (по другим вариантам: богиня очень, крепко и т.д. 

правосудия Фемида или океанида Асия). «Мет» — колено. 

Братья Прометея — Менетий (сброшен Зев- Еще в недавние времена 

сом в тартар после титаномахии), Атлант- у кавказцев, в частности,

(в наказание поддерживает небесный свод), у лезгин, существовал

Эпиметей — супруг Пандоры. Среди детей обычай при заключении

— Девкалион, супруг Пиры (дочери Эпиме- договора между двумя

тея и Пандоры. Имя Прометей означает сторонами садиться друг

«мыслящий прежде». «предвидящий» в против друга и при этом

связи с производным от индоевропейско- обязательно опереться 

корня me-dh (men-dh) т.е. — «размышлять, друг другу коленями и 

познавать» (? — В.Д.Г.). смотреть друг другу в

Эллин — сын Девкалиона и Пиры сохраняя- глаза. Следы этой самой

ет свои первоначальные благодетельные архаической формы за-

функции и включается в систему родствен- ключения договора про-

ных отношений новых богов. Прометей не слеживается ныне у лез-

участвует в титаномахии, противится на- гин и при проведении ре-

сильственным титанов против олимпийцев лигиозного обряда регис-

и даже добровольно вступает с олимпийца- трации обряда (Может 

ми в союз, противопоставляя себя бывшим быть в этом кроется от-

сородичам. Прометей хтонического проис- носительно их низкий 

хождения, (по его словам он сын Геи — Зем- процент семейных раз-

ли, отождествляемой с Фемидой. Мудрость вводов). И призыв «Ша

полученную им от своих прародителей он чна метер я!» означает:

использует, покровительствуя жалкому ро- «Давай заключим дого-

ду людей, создателем которых он является вор».

по целому ряду свидетельств. Прометей Прометей — значит креп-

дейтвует на заре олимпийского периода ко стоящий на своей пози-

греческой мифологии в процессе ее труд- ции, не уклоняющийся от

ного становления и борьбы с «чудовища- долга и обязенности.

ми прежних времен» и установления влас- Широко распространен-

ти Зевса. По воле Зевса Прометей ( вместе ные слова «Митинг»,»Са-

с Епиметеем), как древнейшее божество, мит», «Митраизм», «Ми-

сам вылепил первых людей из земли и воды. тра» также имеют эту же

Именно Епиметей виноват в беззащитности лезгиноязычную ориента-

людей, так как истратил все способности к цию (этимологию).

жизни на земле на животных, поэтому Про-

метей должен был позаботиться о людях.

Увидев, что все животные заботливо всем

снабжены, а человек » наг и не обут, без ло-

жа и без оружия», Прометей крадет «пре-

мудрое умение Гефеста и Афины вместе с 

огнем, потому что без огня никто не мог бы

им владеть или пользоваться (имеется в ви-

ду технический прогресс). Научить людей 

жить обществом Прометей не сумел, так как 

не мог войти во владения Зевса, обладающе-

го этим умением. Не сумел он им вложить 

стыд и правду, которые ввел среди людей

Зевс через Гермеса. Однако совершенство-

вать род людей, им созданный, Зевс не по-

жалел, а решил уничтожить его и насадить

новый. Зевс — родоначальник поколения ге-

роев развитого патриархата. Именно Про-

метею (а не Афине и Гефесту) приписыва-

ется создание первой женщины. Афина да-

же помогает похитить огонь. Прометей 

влюбился в Афину, за что Зевс приковал 

его к скалам Кавказа. 

Прометей вселил в людей «слепые надеж-

ды», но не дал им способности предвидеть

свою судьбу и тем самым развил в них

стремление к постоянной деятельности и

забвение горестей. 

В античности существовала традиция осу-

дительного изображения Прометея, как со-

вершившего «злой обман», принеся огонь, 

что послужило развитию губительных по-

следствий. Создавая человека, он вложил в

него «злобу» и «безумие» льва; Прометей 

заботился только о его теле, и отсюда все 

беды человеческой жизни и вражда среди 

людей.

————————————————————————————————————————————

86. ПРОТОГОН — «первородный, перворожденный», опре- про — пра — т.е. лезг -«пара» 

деление Эрота. — много, давно, 

«гун» — (гон) — являться, 

быть, получить

————————————————————————————————————————————

87. РА — в египетской мифологии бог Солнца, влас- «Ра/гъ — солнце 

телин вселенной. Центр его культа — город Гелиополь — см.:

Гелиополь. Как и многие другие солнечные гел — «гел», т.е. линия,

божества, воплощался в образе сокола, изо- луч солнца и т.д.;

бражался человеком с головой сокола, увен- 

чанной солнечным диском. Во многих еги-

петских текстах РА называют дневным сол-

нцем (в отличие от Атума — вечернего, и «А тум» — божий запас для

Хепри — утреннего). Древние греки отож- нового всхода (восхода);

дествляли РА с Гелиосом. Хепри — от лезг. яз. «кьепI»

т.е. люлька, колыбельня.

Реке Волге в начале н.э.

лезгинские миграционные 

ветьви дали свое название

Ра, сохраненное многими 

веками официально. См.

РА — Верховный Бог в пан-

теоне русских языческих 

богов.

————————————————————————————————————————————

88. РЕЯ — олицетворение небесной силы восточной Рагъ йа — см. оплодот-

видимости светила Сатурн, иносказатель- воряющую энергию сол-

ное наименование воздействия Сатурна нца (олицетворяющая).

на земную природу. Ассоциировалась с 

женской плодовитостью.

————————————————————————————————————————————

89. САТИРЫ — убедительного толкования имени так и не «са/д тир» — как одно,

предложено, оно лежит в основе латинско- похожие, одинаковые

го теонима Сатурн. Это позволяют допус- Са — и на санскрите один,

тить предположение о том, что первона- первый, единство и т.д.

чально сатиры были свитой Крона во вре-

мена золотого века. Сатирами в поздней-

ших греческих мифах спутников Диони-

са, буйной и необузданной жизни сынов

природы в вакхическом кругу, они в более

низкой, чисто чувственной форме пред-

ставляют то, что мы находим в Дионисе

( Вакхе) в благородном, нравственно-чис-

том виде. Их внешний вид представляют 

собой козлов, облагороженных человечес-

кими чертами: они имеют растрепанные 

волосы, тупой вздернутый нос, заострен-

ные уши, похожие на козьи, хвост козий 

или лошадиный. Будучи ленивыми и не 

имея ни охоты, ни способностей к труду,

они развлекаются танцами и игрой; музы-

ка, любовь и вино — их друзья. Подобно

божествам таинственной природы, бли-

зость внезапно с ужасом ощущалась в лес-

ной глуши, бродили и Сатиры, наводя на 

людей страх и ужас. В позднейшее время, 

особенно у римских поэтов, различие меж-

ду Сатирами, панами и фавнами совершен-

но сглаживается.

————————————————————————————————————————————

90. СИРИЯ — в те времена еще так не называлась. Дан- само слово «Ассирия»

ное название образовалось путем упроще- образовалось от имени

ния наименования Ассирия уже после верховного бога древ-

610 г. до н.э. пелазгов — Асия, 

распространенного в 

странах бассейна Эгей-

ского моря и Малой

Азии; да и само название

М. Азии, также восходит

к тому же имени бога. 

Этим именем еще 

раньше называлась страна

со столицей Троя — Азия,

расположенная на сев-зап-

адном побережье М.Азии.

————————————————————————————————————————————

91. СКИЛЛА — «скулящая, как собака, так назывался вы- «с/а кьил а/ла» — как голо-

сокий крутой утес, выдающийся в море, ва; лежит (торчит) голова.

у бруттийского берега недалеко от города кьил — голова,

Скиллея. Мысь теперь называется Шильо. ала — есть, лежит, торчит

При недостаточном развитии мореходства

архаического времени воображение поэ-

тов преувеличило опасность прохода ко-

раблей мимо Скиллы. То же самое можно

сказать и о Харибде, отстоящий (по Гоме-

ру) от Скиллы на расстоянии выстрела из

лука. С мысом гомеровский миф

соединяет представление о морском

чудовище, Скилле, грозившем кораб-

лям гибелью. Скилла, дочь Кратаида, шес-

тиголовое лающее чудовище, обитавщее 

в одноименной приморской скале против 

другого чудовища. Харибды, и пожирав-

шее проплывавших мимо мореходов. Так

же именовалась дочь мегарского царя Ни-

са, предавшая отца из любви к Миною, но

самим Миноем брошенная за это в море.

————————————————————————————————————————————

92. СИВИЛЛА — в греческой мифологии пророчицы, про- «сив/ел ла» — на лезг.языке

рицательницы, в экстазе предрекающие «сив» — рот, 

будущее (обычно бедствия). Имя Сивилл- «ла» (см «ала») -слетает с

лы (или Сибиллы) (этимология его не яс- языка, есть.

на), по свидетельству Плутарха («Об ора-

кулах «пифии») впервые встречается у 

Гераклита. Первоначально Сивилла — соб-

ственное имя одной из прорицательниц.

По традиции первой Сивиллы, от которой

получили свое имя остальные пророчицы,

была троянка, дочь Дардана и Несо (др.ва-

риант — дочь Зевса и Ламии, имя которой

впервые было дано ливийцами. В Древ-

ней Греции наиболее известной была 

Дельфийская Сивилла, но также были 

они распространены в Малой Азии, на 

островах Эгейского моря, в древнем Ри-

ме, Халдее, Египте, Персии, Палестине.

Известно предсказание Сивилла, что 

спартанка Елена принесет гибель Трое..

Считалось, что Сивилла может предска-

зывать на тысячу лет вперед, она якобы 

предсказала извержение Везувия, указала

место битвы, положившей конец незави-

симости Древней Греции. Сивиллины 

книги, считавшиеся тайными, хранились 

особой жреческой коллегией и ими Поль-

зовались до 5 века н.э.

————————————————————————————————————————————

93. СФИНГА — «образ жизни вечной». В древнем Египте см.- египтск. 

Сфинкс был духом-хранителем умершего «с/а фи/н кьса»

царя. Его изображения имели лик усопшее- (проход мести)

го фараона и тело льва. Культ Сфинги мог

попасть в Фивы во времена Диониса. 

Сфинга олицетворяла духа-хранителя умер- 

шего фиванского царя. Низвержение Сфин-

ги с акрополя Фив образно повествует об-

отказе от данного культа египетского про-

исхождения. В греческой мифологии Сфин-

га чудовище, порожденное Тифоном и 

Ехидной, с лицом и грудью женщины, тел-

лом льва и крыльями птицы. Насланная 

Герой на Фивы в наказание за совершение

Лаем юного Хрисиппа. Сфинкс распо-

ложилась на горе близ Фив (или на город-

ской площади) и задавала каждому прохо-

дивщему загадку («Кто из живых существ 

утром ходит на четырех ногах, днем на 

двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего

дать разгадку Сфинкс убивала и таким об-

разом погубила многих знатных фиванцев,

включая сына царя Креонта. Удрученный 

горем Креонт объявил, что отдаст царство

и руку своей сестры Иокасты тому, кто из-

бавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал 

Эдип, Сфинкс в отчаянии бросилась в про-

пасть и разбилась насмерть.

————————————————————————————————————————————

94. ТЕОГОНИЯ — «рождение богов». Свод мифов о проис- Тео — бог) гония + 

хождении отдельных божеств и смене це- гония — «гун йа» т.е. —

лых поколений богов. давать, иметь.

Тео — (см. вариант)

Тай я, то есть — как часть,

как равный (- человек

является частицей бога),

Тай О, где О — символ 

небосвода, где находится

бог).

————————————————————————————————————————————

95. ТЕЯ, ТЕЙЯ — «богиня» ( ?), олицетворение небесной «Тай я» — т.е. равный, по-

силы восходящего Солнца, иносказатель- добный, достойный.

ное наименование воздействия Солнца 

на земную природу. Издавна ассоцииро-

валась с пробуждением всего живого. 

————————————————————————————————————————————

96. ТИТАНЫ — вероятно, «властелины, владыки», оли- «ти/й а/та/й Ан» — в прош-

цетворения особых небесных сил, ас- лом появившиеся Оттуда.

тральных энергий светил эклиптики, 

иносказательные наименования западной, 2 — вариант: -» ти/й тан» — 

особенно вечерней видимости Солнца, бывш. наш фундамент,

Луны и 5 планет, их передвижений, сил основа.

и энергий. Источником древнегреческо-

го мифа о титанах и титанидах является Ближайшее соответствие

астральный миф Гелиадов Родосских и титанам — древнеиндий-

Гелиополя Египетского. После того как ские божества Daitya —

Пифагор обнаружил, что Фосфор и Гес- (Связанность).

пер — разная видимость одного и того же

небесного светила, дальнейшее развитие

системы астрального мифа о Титанах 

прекратилось. Позднейшие толкователи,

склонные к прагматизму в воззрения на 

мифы, превратили Титанов в дикое, над-

менное, враждебное Зевсу племя на Крите.

Титаны олицетворяют не только астроло-

гические влияния на людей, но и обозна-

чают инвариативные проявления всего 

спектра психической энергии. Индоевро-

пейское учение о титанах — основа всех 

Позднейших форм астрологии(включая

восточный календарь), хиромантии и ха-

рактерологии. 

Никакие реформации религии или веде-

ния культов чужих богов не смогут отме-

нить бытия титанов и их земных инкар-

наций. 

————————————————————————————————————————————

97. ТИТАН ИАПЕТ — убедительной этимологии нет. Этим ранним индоевро-

Имя безусловно взято из раннего индоев- пейским языком является

ропейского праязыка в виде заимствова- протокавказский лезгин-

ния; оно зафиксировано в египетском Jpt ский язык законсервиро-

и древнееврейском Yapheth. Этот титан вавшийся в горах Кавка-

олицетворяет преломленную планетой за.

Юпитер энергию Солнца. Юпитер управ- «йапа т/ур» — на лезг. яз.-

ляет созвездием Водолея и Южной Рыбы. получать знания, 

С ним тесно сопряжены планеты Уран и понимать; отсюда и наз-

Нептун, а также Плутон. Более того, через вание «Юпитер» -сын

своих сыновей он управляет зимним сол- Гелиоса (солнечного)

нцеворотом (Атлант и Менойт), весенним В Греции во все времена

равноденствием (Прометей), осенним рав- и по сей день словом для

ноденствием (Эпиметей). Обозначения понятия

Иапет является прародителем всего чело- знания используется как и

вечества ( через Прометея, Эмпиметея, в лезгинском языке слова

Девкалиона и Пирру) и эллинских племен йапа тур, йапа ез. А на 

в частности. русском языке это звучит 

как то нескладно; дослов-

но «в ухо вводи», или 

«в ухо налей».

————————————————————————————————————————————

98. ТИФОН — «ураган, торнадо». Иносказательно описы- «Тифин» — опасно, нельзя,

Вается как страшное чудовище первобыт- не попадись, не ходи.

ного времени. Он был отцом разрушитель- Отсюда и «тьфу»- у всех

ных ветров и вместе с Ехидной породил народов (может быть и

пса Ортра, Цербера и Лернейскую гидру. наоборот).

Тифон боролся сЗевсом за владычество над

миром и после ожесточенного боя был по-

ражен молнией и сброшен в Тартар. Греки 

в позднейшее время отожествляли Тифона

с Сетом в мифах об Осирисе ( Асар или 

Азер — выходец из Куро-Аракской, как са- 

мой первой зоны цивилизации нашего че-

ловечества, ставшим в ХII тыс.летии до н.э.

первым царем в Египте со жреческим прав-

лением).

————————————————————————————————————————————

99. ТИХЕ — «удача, случай, счастье». Персонификация «туьке» — случайность,

случайности. (У римлян — ФОРТУНА ). Ее совпадение, удача, мир,

часто изображали на шаре или колесе (сим- счастье.

вол изменчивости счастья), с повязкой на

глазах или лысым затылком (судьбу не ух-

ватишь за волосы).

————————————————————————————————————————————

100. ФАСИС — греч. «появление, точка появления солнца «фа» — лезг.яз. корень 

на горизонте», этим именем называли сына слова «физва» — идет, течет

Гелия, отца Колха-родоначальника, и судо- любое движение

ходную реку в Колхиде, берущую свое на- «фа жи» — движение для

чало в Мосхических горах и изливающую- нас (судоходство реки)

ся в Эвксинский Понт в восточной его час- Не зря жители Лазики

ти. В древнейшие времена эту реку считали (др. гос-ва на территории

границей между Европой и Азией, позже — нынешней Грузии, или 

между Анатолией и Колхидой. Река, носив- др. Колхиды) называли 

шая это имя, ныне называется Риони. Имя свою главную реку Фасис

реки и города сохранилось в латинском наз- на своем языке.

вании фазанов (фасийские птицы).

————————————————————————————————————————————

101. ФИНИКИЯ — «страна Фойника», территория современ- Трансформация имени:

ных Палестины, Израиля Ливана, Сирии Пелазги —

до Евфрата. В Финикии в связи с Агенором пелештум —

чаще всего упоминались города Сидон и фелештум —

Тир. (Библейские города). фелестимляне

(Агенор — знаменитый финикийский царь). филистимляне 

————————————————————————————————————————————

102. ЕВРОПА — дочь финикийского царя Агенора -стр 84… 

Евер — или — Эвер (звать) 

————————————————————————————————————————————

103. ЭЛЛАДА (Эллин) — в греческой мифологии царь Фес- Почему-то не замечают

салии, внук Прометея, сын Девкалиона самоназвание самих Эл-

(вариант: сын Зевса) и Пиры. линов — Hellezi.

Эллин — мифический родоначальник элли- Благодарные греки не за-

нов, эпоним Эллады, а сыновья и внуки — были своих предков (пред-

эпонимы основных греческих племен В шественников учителей) —

этиологическом мифе об Эллине подчер- легендарных пелазгов,

кивается общее происхождение греческих сохранив настоящее имя 

племен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.