Пантеон божеств

Боги (гъуцар) лезгин, в основном, встречаются в мифических повествованиях, преданиях, песнях-молитвах и лексическом материале. В соответствии с подразделением религиозно-­мифоло- ги­ческого пространства окружающего лезгин, на три мира (небесный, наземный, подземный), общелезгинских богов и богинь языческого пантеона можно разделить на три группы:
I. Астральные божества, олицетворяющие небесные светила, атмосферные явления: Рагъ (Солнце) – верховный бог языческого пантеона, Алпан – бог огня (молнии и грома), Варз (Луна) – двуликий бог.
2. Аграрные боги: Яр – умирающая и воскрешающаяся богиня растительности, Гудул – божество погоды, Ген (Яру Яц, Ччил) – бог земли, Эрен (Эр(ан), Нерен) – бог моря, рек и озер.
3. Хтонические божества: Сед (Афат) – бог зла, Алпаб – олицетворение женской зависти и мести, Алапехъ – божество мрака, Ардавул – бог (олицетворение) смерти.
I. Астральные божества
Астральные божества, олицетворяющие небесные светила, атмосферные явления: Рагъ (Солнце) – верховный бог языческого пантеона, Алпан – бог огня, Варз (Луна) – двуликий бог.
По данным античных источников, в Кавказской Албании существовал культ главных божеств. Страбон перечисляет их: Гелиос, Зевс, Селена. Эти греческие теонимы соответствуют лезгинским божествам Рагъ (Солнцу), Алпану и Варз (Луну).

Проведенный анализ археологического, языкового, фольклорного и др. материалов подт- верждает мнение об особом статусе Рагъ (Солнце) в домонотеистическом пантеоне божеств лезгин. Изображение солнца в виде диска с расходящимися лучами является одним из характерных мотивов наскальных рисунков. На керамических изделиях часто повторяются рисунки солнца с расходящимися лучами. Повсеместно встречаются знак шестилучевого солнца и его символическое изображения в виде свастики. Во многих дохристианских могилах Кавказской Албании, в том числе на территории расселения лезгин, одна рука скелета поднята к солнцу, другая лежит на груди, во всех случаях лица погребенных обращены в сторону наибольшего сияния солнца.
Сохранились мифологические тексты о рождении Солнца, о сотворении им людей, о противоборстве Солнца с хтоническими силами, а также с врагами-захватчиками и т.д. Собиратели фольклора в комментариях к текстам отводят образу Солнца особое место среди божеств. Рагъ (Солнце), по их мнению, «великий бог», «верховный бог, царь всех других богов», «главный бог в язычестве», «глава добрых богов и духов» и т.д.
Поклонение Алпану – богу огня, громовержцу имело очень древние корни на территории Кавказской Албании, в том числе у лезгин. Ему приписывали магическую очистительную силу. Алпан воплощал не только эту функцию, но и этический идеал справедливости — он обязан восстановить ее, если она нарушена в природе или в обществе. А огонь, молния и гром – его оружие («молния» на лезгинском языке называется «Алпандин цIай»– огонь Алпана). Лезгины верили в то, что молнии на небе сверкают неспроста, и каждый раз «священный меч справедливости» карает злые силы, и тех людей, которые нарушают изначально справедливые устои жизни в обществе.
Почитание Варз (Луны) отражено не только в фольклоре и лексическом материале, но и в материальной культуре албанского периода (особенно, в керамике). Варз, по поверьям лезгин — «двуликий бог». Одно его лицо, улыбаясь, показывает свою лояльность верховному богу, другая – темная сторона, обращена к хтоническим существам. У лезгин распространено двоякое отношение к лунному божеству: они его и почитают, и относятся к нему с недоверием или опасаются его.

2. Аграрные божества
Аграрные боги: Яр – умирающая и воскресающая богиня растительности, Гудул – божество погоды, Ген (Яру Яц, Ччил) – бог земли, Эрен (Эр(ан), Нерен) – бог моря, рек, ручьев.
Яр (Йар) – умирающая и воскресающаяся богиня растительности. В мифологии народов древности бытуют разнообразные календарные мифы и сказания, символически воспроизводящие природные (производственные) циклы. Сюжеты о смерти и воскрешении богов были широко распространены на Древнем Востоке. В исторической и этнографической литературе достаточно популярны мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греции) и др.
Лезгинский миф об умирающей и воскрешающейся богине растительности Яр перекликается с известными у древних народов сюжетами.
Родители богини Яр — Чил (Земля) и Цав (Небо) — полюбили друг друга еще в те времена, когда Земля не была отделена от Неба. Красавица Яр, самая прекрасная и восхитительная из богинь, стала совершенным плодом чистой любви. С ее первыми шагами по земле вся Земля покрылась разноцветным и красочным сумагом (тип лезг. ковра) буйной и ароматной растительности. Боги на седьмом небе смотрели и радовались этой кра-соте.
Шли годы, красавица подрастала, она становилась все прекрасней. И вот однажды ее красотой пленился бог справедливости Алпан. Он полюбил красавицу Яр, и от этой любви родилась Яран руш (Яргъи руш — радуга). Супруга Алпана — Ал паб (Алпанан паб) не знала о тайной любви своего мужа.
Яран руш своей красотой была под стать своей матери. Однажды, после дождя, в лучах ослепительного солнца все — и боги, и люди — увидели невероятной красоты создание — переливающее всеми цветами чудо. Это была удивительнейшая красота — все узнали тотчас в ней дитя бога  Алпана и богини Яр. Жители Земли и Неба, забросив все свои дела, забыв свои тяготы и заботы, зачарованно смотрели на нее и любовались красотой Яран руш.
Супруга Алпана — Алпаб, которой также довелось ее увидеть, сне-даемая предчувст- вием неладного, недоуменно спросила: «Кто она?» И из каких-то далеких глубин Земли ей ответил голос божества мрака — Алапехъ: «Она дочь Алпана и Яр «. Алпаб пришла в бешенство, она потеряла рас­- судок и не знала, как совладеть своими чувствами. Ее гнев был безграничен, ярость переливалась в ней через край. Она поняла по лицам окружавших ее богов и богинь, что все они давно не только знали об этом, но и, что коварнее всего, они тайком одобряли этот шаг ее супруга.
И она решилась на коварный шаг. Она спустилась в подземный мир к мрачному и суровому Седу (бог зла и беззакония в лезгинской мифологии). Сед нисколько не был удивлен этому неожиданному визиту: что-то серьезное привело, знать, Алпаб к нему. «Мы полюбим друг друга, — заявила Алпаб, — но прежде ты мне должен оказать небольшую услугу — помоги мне отомстить…»
Мрачный Сед сухо и беззвучно рассмеялся; «Разве во мне может жить любовь? Но я тебе с удовольствием помогу, ведь зло творить и мстить — это мое призвание, и никто лучше меня на это не способен».  Сед выслушал все, что накипело у Алпаб, и приступил к своему темному деянию. Он призвал  к себе всех подручных ему злых демонов и их приспешников. Обернувшись в черные тучи, они поплыли по небесам, поползли по земле, нашли прекрасную богиню Яр и окутали ее черными тучами. Коварный Сед взял на себя самое главное — он задушил богиню в своих влажных, холодных и темных объятиях. Алапехъ своими острыми когтями вонзилась в нежное и теплое тело, подняла и перенесла ее мгновенно к Алпаб. Метавшаяся в гневной истерике Алпаб, при виде мертвой богини Яр, не совладела собой. Она в гневе и бешенстве вынула из ее безжизненного тела все ее внутренности.
Но в утробе мертвого тела был сын Алпана. Когда Алпаб вскрыла ее живот, зародыш улетел  на вершину Ба-сар. Злые демоны, промчавшиеся за ним, не догнали его: сын Алпана вознесся на небеса. Когда эта весть дошла до Алпана, он решил поместить своего сына в утробе одной простой смертной лезгинки. Долго и безуспешно расспрашивала разъя- ренная Алпаб у злых демонов-приспешников, куда спрятал ее супруг своего сына, какая женщина должна разрешиться бременем. Коварная Алпаб с тех пор плетет свои грязные сети против рожениц. Не уемная в своей мести, она вынимает внутренности рожениц, моет их в источниках Ирид латун кIам (Ущелье семи родников), зажаривает их и съедает. Потерявшая рассудок от своих злокозненных и бесчеловечных деяний, Алпаб и не ведала о том, что сына для Алпана уже давным-давно родила то ли в Ширване, то ли в Курахе обыкновенная земная лезгинка. И сын этот — легендарный и мужественный Шарвили — стал опорой и надеждой всех своих сородичей на земле.
В ненасытной Алпаб с новой силой поднялась ярость против Яр: она знала, что Рагъ может ее оживить. Поэтому она решилась опередить Рагъ — приказала своим злым демонам растерзать тело Яр, расчленить его, отрезав руки, ноги, голову. Алпаб приказала Алапехъ (дословно ворона Алпаб) унести и разбросать куски тела по разным сторонам подземного мира (а дэне). Мрачный приговор был исполнен.
Событие это повлекло за собой много всяких бед. Земля и небо приобрели серый цвет, вся трава и растительность вымерла, наступили холода, черные тучи заволокли небо. Злой Сед со своими подручными торжествовал победу.
Люди погрузились в тяжелое уныние, они обратились с молитвами к богам вымаливать оживления природы. Взоры всех богов обернулись к Верховному богу. И тогда решил Верховный бог Рагъ: я воскрешу и верну на небеса богиню Яр. После этого решения Рагъ, Алпан, сверкая молниями, спустился в подземный мир. Он разыскал разбросанные по закоулкам  части тела Яр и воссоединил их.  И тогда вновь Верховный бог Рагъ повелел: быть свадьбе. Свадьба была назначена на 22 марта и торжества будут длиться ровно I5 дней и ночей. Об этом решении Верховного бога было сообщено всему народу.
Яр вернулась из подземного царства ожившая, здоровая и величественная в ночь на 22 марта. Люди на земле, от мала до велика, независимо от возраста достойно ее встретили, освещая ее дорогу факелами (шем). Наутро, когда Солнце поднялось медленно на небо с Востока, рядом с ним торжественно и лучезарно восседала на золотой колеснице воскресшая богиня Яр: она посылала свою живительную силу и энергию духа на Землю, и вся растительность и зелень вокруг ожила на глазах у изумленных людей.
Рагъ решил не только устроить грандиозную свадьбу Алпана и Яр. Он изгнал коварную Алпаб из всех сфер небес. Молнии и огненные стрелы Алпана изгнали ее с этого мира: она то ли бросилась сама, то ли упала с края Земли на Большую Воду. Лишь Сед, злой и мрачный, как сама Ал паб, взял ее к себе.
С этого дня Алпаб и стала хищной обитательницей подземного мира, найдя себе тихое прибежище у черных и злых сил подземелья. И все ж иногда, тайком от Рагъ и Алпана, она, крадучись, пробирается на поверхность Земли (и дене) и предается своим грязным и черным делам, убивая невинных младенцев в чреве рожениц и самих рожениц, дабы они не могли родить для Алпана сына.
Гудул (бог погоды) является объектом поклонения лезгин, особенно, во время проведения обрядов вызывания дождя и солнца. Для вызывания дождя исполнялись действий трех типов: а) обряды, связанные с магическим использованием животных; б) обряды, связанные с поклонением «святыням»; в) обряды, связанные с участием ритуальной фигуры или куклы. Все они проводились, в конечном счете, для того, чтобы вызвать у бога погоды чувство милости, жалости к людям. Особенно интересным является обряд вызывания дождя с участием Пешапая — посредника между людьми и богом. Раздетого мужчину окутывали ветвями дерева, водили по всему селению в сопровождении толпы, состоявшей из мужчин и детей.
В обряде вызывания солнца, в отличие от вышеприведенного ритуала, участвует другой персонаж – кукла (нини, гуни, годи, гуьдуь и т.д), изображающая красивую женщину. По сведениям информаторов, раньше — до 40-х годов XX века, по селу водили самую красивую женщину. Процессия состояло из женщин и детей. Обряды вызывания дождя и солнца повторяют друг друга. Фактически, в обоих случаях исполняется один и тот же обряд, жертвоприношение приносится к одному и тому же богу погоды Гудул. Различия наблюдаются в гендерных составах процессий (мужской или женский), в образах ряженых и при оформлении желаний.
Ген (Яру яц) – эти образы встречаются в фольклорных материалах и верованиях лезгин и претендуют, хотя под разными теонимами, на роль бога Земли:
а) Ген – абстрактный образ бога, отличается  своенравием и капризами, способен так сотрясти Землю, что на нем не останется ни одного живого существа. Его можно умилостивить молитвами и жертвопри- ношениями.
б) Яру яц (Красный бык), который держит в своих рогах Землю и стоит в Большой воде. Это, возможно, изначальный тотем, который впоследствии превратился в бога, олицетворяет силу, могущество, плодородие в религиозных верова- ниях лезгин.
Эрен (Эран, Нерен) – бог моря, рек, ручей. Этот теоним широко представлен в топонимике Южного Дагестана и северо-восточной части Азербай- джана: святилища Эренар (Эренлар), река Нерен, крепость Нерен-Кала, село Нережан и т.д. Интересно отметить, что в фольклорных текстах рассказывается и о деятельности дочерей бога Эрена. Они каждый год накануне наступления весны прилетают к горе Шалбуз, посещают  каждое село, сообщают о воскрешении богини Яр, задушенной и расчлененной в подземном мире силами зла, призывают всех готовиться к ее встрече, а также помогают в организации праздника.

3. Хтонические божества
Дуализм, присуший религиозно-мифологическим представлениям лезгин  (разделение вселенной на Светлого мира и Темного мира), отражен и на пантеоне божеств — боги также разделены на две группы: добрые (боги света) и злые (боги мрака). На самой нижной седьмой сфере Земли расположено Царство сил зла и Сед (Афат) является его правителем. Под его началом действуют Алпаб – олицетворение зависти и мести, Алапехъ – божество мрака, Ардавул – бог (олицетворение) смерти.
Правитель Царства сил зла в фольклорных текстах и лексическом материале зафиксирован двумя теонимами: а) Афат; б) Сед (последний имеет зооморфный облик). Возможно, это результат слияния двух близких по амплуа религиозно–мифологических образов родственных этнических общностей древности.
Алпаб. Все народы лезгинской языковой группы представляли этот образ в виде обнаженной женщины, чаще нормального роста, с распущенными длинными волосами рыжего цвета, спадающими на лицо и закрывающими его, отвислыми грудями, которые она перекидывает за плечи. Алпаб, по представлениям лезгин, является олицетворением женской зависти и мести. Алпаб чаще представляется как злой демон, но анализ фольклорного и языкового материала дают основание предполагать, что она изначально была доброй богиней, даже женой громовержца Алпана, обитала на небе.
Алапехъ – божество мрака, бог темноты, антипод Алпана, имеет зооморфный облик. Он соучастник злодеяний Седа (Афата), часто исполнитель. Алапехъ является олицетворением всего черного, грязного, несправедливого и по этой причине  проклинается в образцах фольклора.
Ардавул (ГIарсав, ГIардавус) – божество смерти. Он правитель Царства мертвых. По одной версии, Ардавул принадлежал к первому поколению людей, но наказан из за греха, и назначен богом, следившим за отделение души от тела тех людей, которые уже прожили свой век. Согласно поверьям лезгин, сохранившимся в фольклоре, Ардав не склоняется в сторону сил зла и исправно выполняет возложенные на него небесными богами обязанности.
Содержащийся в некоторых теонимах лезгинского пантеона -Алпан, Алпаб, Алапехъ, Албис (вариант: Албес, имя бога христиан у лезгин) компонент «ал» встречается  и в названии государства (Ал-бания, по лезгински Алупан, по армянски Алуанк), в этнониме народа (албанцы, по лезгински алупанар), в имени (или эпитете) первого (легендарного) царя Кавказской Албании (Алу – Аран) и т.д. Обобщая эту информацию, можно предполагать, что участие компонента «ал» в теонимах, во–первых, доказывает древность этих образов, во–вторых, указывает их связь с небом (их связывает с небесным миром), в-третьих, наводит на мысль, что теонимы Ал-пан, Ал-паб, Ала-пехъ, Ал-бис, возможно, на древнелезгинском звучали как Пан, Паб, Пехъ, Бис, а компонент «ал» изначально был использован в качестве детерми- нативы для обозначения небесных богов.

Фейруз Бадалов, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *