Возраст Дербента

На днях у меня в гостях был один из моих старых знакомых энтузиаст нашей истории Тагир Ибрагимов. Он был обеспокоен из-за моего последнего стихотворения «Физава зун», спросил «Здоровь ли я? Почему написал такое пессимистическое стихотворение?». Я выразил ему большую благодарность за такое внимание. Но я не об этом.

Тагир Ибрагимов уроженец селения Кумук Дербентского района, переселившегося из Курахского района. Он мне сказал, что знает старинную дорогу на Северный Кавказ через Курах по маршруту с. Советское – Касумхуьр – Курах – Кумук – Казикумук – Кафиркумук и через горный перевал на Северный Кавказ. Я спросил, а почему не через Дербент, на что он ответил «Там дороги не было». Последние слова Тагира меня осенили, ведь, действительно, было время, когда не было Дербентского прохода, волны Каспийского моря обласкали Кераунские горы – самой восточной части Кавказского хребта! Когда ездим из Махачкалы в сторону Баку на всей протяженности этой дороги наблюдаем справа горы, а слева на расстоянии 2-4 км – море. Между горами и Каспийским морем ровная плоскость, когда-то находившаяся под водой!

Вот, что пишет по этому поводу А.-К. А. Бакиханов в своей книге «Гюлистани-и Ирам»: «В Мускюрском магале Кубинского уезда, от самого Самура до пределов Шабрана, на расстоянии около двух миль от моря видно возвышение, которое, согласно преданию и по рельефу местности, дает возможность предполагать, что здесь был морской берег». Он еще пишет: «Впрочем, нельзя здесь не заметить, что в Бакинском уезде в селах Бильгя, Зира, Биби-Эйбат и других, а также на некоторых островах видны на скалах следы от колес, идущие далеко в море. В самом городе Баку, там, где стоит дом Гаджи-бабы сына Гаджи-Ага Гусейна, при рытье колодца нашли под землею ниже уровня моря дорогу, вымощенную плитами. Между Баку и Сальяном, приблизительно в 50 верстах от берега, есть подводный город. Археологи-подводники подняли со дня Каспия эфес тяжелого меча трехтысячелетней давности, более 20 якорей, жернов, хорошо сохранившуюся посуду, видели много очагов гончарных печей, обломки толстостенных сфероконических сосудов и др». Вполне возможно, что Бармакская скала находилась прямо у моря. Теперь турки эту скалу называют «Бешбармаг», так как лезгинское «Бармак» (папаха), непонятное для тюрков, по народной этимологи превратилось в «бармагъ» (палец), а так как гора не похожа на палец, название превратили в «Бешбармагъ» (пять палцев). Это один из многочисленных примеров тому, когда «наше» стало «не нашим». А.-К. А. Бакиханов делает вывод: «в древности существовал перешеек от Баку до туркменских берегов, через который туркмены конными массами направлялись сюда на грабеж» (здесь автор ошибается, в то время тюркские племена не появились в Среднюю Азию).

Исходя из этой информации А.-К. А. Бакиханова, я начал искать в Интернете материал по истории Каспийского моря и наткнулся на статью «Каспийское море в древности. Уровень Каспия»  (серия: «Катастрофы мира. Каспий»). В статье на основе более древних источников приводятся древние карты Гирканского моря (так называлось наше Каспийское море). Гирканское море граничило на западе Кераунскими горами, на востоке далеко за Аральским морем (реки Сырдарья и Амударья впадали в Гирканское море), на севере дельтой реки Волга, на юге современном Апшеронским полуостровом. Южнее Баку Гирканского моря не существовало! Южнее Гирканского моря существовало маленькое озеро и между этим озером и Гирканским морем были густонаселенные города и селения гирков. Это и есть одно из крупных албанских племен «ккирк» с окончанием принадлежности «-ан» (буква «кк» легко переходит в «г»), упоминаемых в «Алупанской книге» и не существовавших в известной нам истории Албании. Название «гирков» в  известной нам истории переводится как «Страна волков». Это еще один пример из многочисленных ошибок «чужих» исследователей, называвших «нашего» «не нашим».

Произошла катастрофа! Восточные берега Гирканского моря сузились до уровня современного Каспийского моря, более глубокое место дна моря выявилось в виде современного Аральского моря, куда уже впадали реки Сырдарья и Амударья. Западные берега на несколько километров отошли от Кераунских гор и появился современный проход с севера на юг и в обратном направлении. А куда потекла часть воды Гирканского моря? На юг! Гирканское море соединилось с маленьким озером на юге, а все города и селения между этим озером и Гирканским морем остались под водой. Гирканское море превратилось в современное Каспийское море! Часть ккирков после потопа переселились на север на земли лезгов («Алупанская книга»). Название «Ккиркар» сохранилось на Южном Дагестане с выдуманным тюрками названием «Кара Кюре». Кубинские лезгины их и сегодня называют «ккиривийар».

Что же это за катастрофа? В статье приводятся две версии: это или извержение вулкана, или же большой поток воды в Гирканское море. Из них более вероятным кажется первая версия, так как для извержения вулкана может стать огнедышащая земля юга Гирканского моря.

Но когда же произошла эта катастрофа? В статье об этом ничего не говорится. Чтобы искать ответа, вернемся к книге А.А. Кудрявцева «Древний Дербент». Сегодня никому не секрет, что археологическая экспедиция под руководством проф. А.А. Кудрявцева обнаружила на холме города  Дербента древнейшее поселение с самыми примитивными по составу и по форме бронзовыми предметами. Поэтому он пишет: «Древнейшее поселение возникло на дербентском холме еще на заре бронзового века, видимо в конце IV – начале III тысячелетия до н.э., и занимало всю северо-восточную часть его вершины». Очевидно, в это время Гирканское море еще не отошло от дербентского холма, внизу было море и не было прохода, по которому могли бы напасть кочевые племена и поэтому не было необходимости построить крепость. Далее, читаем из книги А.А. Кудрявцева: «Раскопки и обширный подъемный материал, собранный на дербентском холме, позволили выявить размеры существовавшего здесь пункта. В предскифский период (до VII в до н.э.), как и в эпоху бронзы, поселение занимало северо-восточную часть холма и территория его равнялась 4-5 га, а в скифское время обживалась вся вершина холма и размеры поселения достигали 14-15 га. Значительная часть этой территории, древнейшая часть поселения, помимо естественных преград, была защищена мощными фортификационными сооружениями, появление которых знаменовало собой возникновение и самый ранний этап существования Дербента». «Подобные сооружения появились на вершине холма в VIII-VII вв. до н.э.».

Таким образом, примерно в начале I тысячелетия появился дербентский проход из-за отступления Гирканского моря, появились северные кочевые племена и возникла необходимость постройки фортификационных сооружений (В «Алупанской книге» читаем, что первыми кочевыми, разрушившие крепость, были киммерийцы, что совпадает с датой VIII-VII вв. до н.э.). Эта дата совпадает и со сведениями А.-К. А. Бакиханова: «Археологи-подводники подняли со дня Каспия эфес тяжелого меча трехтысячелетней давности», т.е эфес был изготовлен до катастрофы, примерно в конце II и начале I тысячелетия до н.э. Следовательно, проф. А.А. Кудрявцев исследовал поселение дербентской холмы с самого начала бронзового века до появления первых фортификационных сооружений. Он был прав: «Дербенту 5000 лет!».

Я.Яралиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *