Ахтынец жаждущий по родине

 

Жизнь одного гордого лезгина Алибека Селимова, отца Жанета Селимова, Народной артистки Азербайджанской Республики, режиссер. Создательница Азербайджанского Камерного Театра. Профессор Азербайджанского Университета Культуры и Искусства. Награжденный Орденами «Славы» и «Почета» Азербайджанской Республики

1912-й год…голод бушует в древнем и величественном Ахты, не щадя ни стариков, ни детей. Маленькому Алибеку Селимову было всего 10 лет, когда голод унес его родителей. Жители села, спасаясь от голода, уходили в города. Казалось, мальчик, лишенный родительской опеки, не выживет. Десятилетний Алибек понимал, что нужно уходить, но страх перед неопределенностью ещё некоторое время сдерживал мальчика от принятия судьбоносного решения. Перейдя из Ахтынского медресе в сельскую светскую школу, он оказывается единственным лезгином в своем классе, остальные были детьми офицеров Ахтынского гарнизона. Однажды они, зная, что он мусульманин, схватили и намазали его лицо салом. Этот день навсегда запечатлел в памяти маленького Алибека. Собрав авоську, он покидает Ахты.
Путь был долгим и тяжёлым, но каким-то чудом ему удается дойти до Владикавказа. Бродя по улицам, он останавливается у аптеки и через окошко восхищённо наблюдает за работой аптекаря. Эти пробирки, колбы с разноцветными веществами как сказочные двери звали его к себе. Спустя годы он поймет, что его в эту аптеку привела рука Господа. Аптекарь приютил бездомного мальчика, научил латыни, сложным химическим соединениям. Благодаря этому судьбоносному знакомству, к 20 годам Алибек в совершенстве владеет фармацевтическими знаниями. После революции начинаются преследования частных предпринимателей, к которым относился и хозяин аптеки, приютивший и давший работу Алибеку. Аптеку закрывают, и ему приходится снова уезжать. Миновав Большой Кавказский хребет, он оказывается в Нухе (нынешний Шеки). С такими фармацевтическими знаниями его сразу берут на должность директора аптеки.
По воле судьбы в это же время в возглавляемую им аптеку приезжает юная практикантка – студентка Бакинского Медицинского Института Анна Моисеевна Коренман. Это знакомство сразу перерастает в любовь, и Алибек Селимов приезжает в Баку к родителям девушки просить ее руки. Родители Анны, сбежавшие от еврейских погромов из Одессы и нашедшие приют в Баку, не решались отдать дочь за молодого человека без высшего образования. Тогда Алибек Селимов сначала экстерном заканчивает вечернюю среднюю школу, поступает в Азербайджанский Институт Нефти и Химии, и затем женится, в 1929 году у них рождается сын Мусабек, а в 1940 году дочь Жанет.
В минуты душевных порывов Алибек Селимов ставил на патефоне пластинку «Танец Шамиля» и так эмоционально танцевал лезгинку, что все проблемы на миг забывались и дом заполнялся энергией свободы и счастья. Несмотря на ранний уход из Ахтов, Алибек говорил на лезгинском языке, чтил родную культуру и историю. Он любил рассказывать своим детям о жизни в лезгинском селении, о народных методах лечения, праздниках, обычаях, и очень сильно хотел, чтобы его дети выросли и поехали в родной Ахты. По словам её дочки Жанет, он мог играть на пианино лишь только мелодию лезгинки, когда в дом приходили родственники, они говорили только на лезгинском языке. Этот эмоциональный, громкий язык с тех пор ассоциируется у Жанет с радостью, родиной, отцом.
Алибек Селимов был очень известным химиком-инженером не только в Азербайджане, но и за ее пределами, сделал большое количество открытий. В частности, по его инициативе в поселке Бёюк Шор в Баку был построен йодо-бромный завод.
Алибек Селимов скончался 1976 году жаждой вернуться в свой родной Ахты.

                 Алибек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *