ДРЕВНИЙ КАВКАЗ И АНАТОЛИЯ

 

 

Ярали Яралиев

 

Я предлагаю серию статей по сути моих исследований, исходящих из родства языков древних цивилизаций с кавказскими языками. Это – новое направление в языкознании.  

 

 

ДРЕВНИЙ КАВКАЗ И АНАТОЛИЯ

 

Кавказ — один из интереснейших регионов земного шара. Этот уникальный уголок мира имел и имеет исключительно стратегическую важность во взаимоотношениях Европы и Азии. Накоплен огромный научный потенциал в трудах многих историков, этнографов, археологов, путешественников и других специалистов. Написано достаточно специальной литературы о жизни и быта отдельных автохтонных народов, об изучении археологических памятников.  Однако история этой горной страны многогранна и сложна и, возможно, изучена только тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа. Даже нет единого объяснения происхождения названия «Кавказ», хотя это слово встречается у древнегреческих авторов Эсхила (VI-V вв. до н.э.) и Геродота (V в. до н.э.), а имеющиеся попытки лингвистов дать какую-нибудь этимологию этого слова считаются выдуманными. Известный историк и географ Страбон, ссылаясь на Эратосфена (III в. до н.э.), утверждает, что местные жители называли Кавказ Каспием.

Среди вариантов, предложенных для выяснения происхождения названия «Кавказ», существует вариант, идентичный с определением Страбона: пеласгское «кау-» ‘гора’ и «кас» — одно из крупных лезгинских племен, т.е. «Кавказ» — ‘Гора касов’. Однако, дешифровка всех форм письма пеласгов позволяет нам утверждать, что в пеласгском языке не было слово «кау-» ‘гора’. На пеласгском письме есть выражение «ме-ги(н) ту-ра(р)» ‘горные козлы; туры’, откуда получаем «мег» ‘гора’ (греч. megas ‘большой, великий’). В пеласгском письме слог «МЕ» получен при помощи рисунка горы с двумя выступами. Этот же рисунок в дальнейшем перешел в букву «М» греческого и латинского алфавитов. Буква «М» этрусского письма напоминает рисунок горы с тремя вершинами.

На лезгинском языке Кавказ произносится как «Къавкъаз», где буква «къ» в дальнейшем нивелирована и превращена в «к», так как в индоевропейских языках этой буквы нет. Слово «Къавкъаз» состоит из двух частей: «къав» ‘крыша’ и «къаз» ‘чтобы держать’ (от лезгинского «къун» ‘держать’), т.е. происхождение этого названия имеет мифологическую основу. В древних преданиях Небо рассматривалось как крыша Земли, и чтобы ее поддержать боги создали горы и, следовательно, «Къавкъаз» означает «чтобы поддержать Небо». Такое объяснение имеет прямую связь с Атлантом – в древнегреческой мифологии могучим титаном, держащим на плечах небесный свод. Поэтому, последний вариант «Къавкъаз» ‘чтобы поддержать Небо’ имеет более логичную основу.

Кавказские автохтоны по сходству своих морфологических и физиологических черт относятся к кавказской расе. Кавказская (Кавкасионская) раса отличается от других классическим строением черепа, скелета и внешних данных. Этот термин введен в обиход немецким антропологом И. Ф. Блуменбахом (1752-1840) для обозначения белой расы. Он считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и поэтому, племена, живущие на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. Он писал: «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа. Мы должны с большой уверенностью утверждать, что Кавказ — это место рождения человечества».

Во всех странах мира, белая раса именуется «кавказской». Только в России «кавказскую» расу начали именовать «европеоидной, европейской», хотя в самой Европе эту расу называют Кавказской. Ведь в Америке, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и в др. странах антропологи, историки, этнографы, философы, государственные учреждения используют по отношению к белой расе слово «кавказцы», «кавказская раса». Один из самых известных германских ученых прошлого Ф. Гегель (1770-1831) писал: “Только в кавказской расе Дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе” (Философия духа. Москва, “Мысль”. 1977. с. 63). Под словом «кавказская раса» Ф. Гегель имеет виду всю белую расу человечества. Многие современные ученые мира такого же мнения.

Кавказ с его географическим положением, природными богатствами, разнообразием и красотой привлекал к себе человека. Благодаря такому исключительному положению, Кавказ сделался центром древнейшей человеческой культуры. Здесь сохранились следы глубокой древности, начиная с древних пещер, служивших жилищем первобытного человека, каменных орудий и кончая высокохудожественными вазами и архитектурными памятниками. В поисках убежища в холодную пору года палеолитический человек осваивал пещерные жилища на Кавказе значительно раньше, чем в соседних районах Ближнего Востока. Кавказ занимает одно их первых мест (а возможно и первое) по количеству стоянок древнекаменного человека.

Население Древнего Кавказа имело тесные связи с племенами Древнего Ближнего Востока, в том числе с Анатолией и Месопотамией. Археологи утверждают, что «есть основание говорить о Кавказе и Передней Азии, как о единой территории (зоне) сходного развития верхнепалеолитических культур» (40-10 тыс. лет назад).

В VIII-VI тыс. до н.э. в Анатолии сложились важные культурные центры производящего хозяйства, основу которых составляли земледелие и скотоводство. В этот период истории значение Анатолии в историко-культурном развитии древнего Востока определялось не только тем, что культурные центры Малой Азии оказывали влияние на многие соседние области, но и сами испытывали обратные влияния. 

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. Сейчас практически вся территория, на которой находилась древняя Месопотамия, совпадает с территорией государства Ирак. Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории — в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная — Шумер. Еще до прихода шумеров в Месопотамию существовала своеобразная культура, получившая название убейдской. Она существовала в VI – начале IV тыс. до н.э. и считается, что племена, носители данной культуры, были субареи (хурриты) и пришли они с северо-востока, от предгорьев Загросского хребта еще в эпоху неолита. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения.

Интенсивное заселение Древнего Кавказа происходило в раннем палеолите. Известный советский археолог Е.И. Крупнов утверждает, что первое появление человека на Кавказе сейчас относят к периоду от 500 до 180 тыс. лет до н. э. Приблизительно 200 тыс. лет тому назад человек уже заселил территорию современной Армении, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа. В эпоху среднего и верхнего палеолита (70-40 тыс. лет назад) на Кавказе жили неандертальцы и представители вида человек разумный.

Известно что, на верхний палеолит (и мезолит) Северного Кавказа (45/30-12/10 тыс. до н.э.) приходится заключительный этап последнего (вюрмского) оледенения со сменяющими друг друга фазами сильных похолоданий и относительных потеплений. Поэтому считается, что в период верхнего палеолита на Северном Кавказе были заселены, в основном, предгорья и низкогорья. Памятников же верхнего палеолита (в основном — конец ледниковой эпохи) там известно более 50. 

 

О том, что в начале VI тыс. до н.э. анатолийские земледельцы, мигрируя на восток, обосновались и в Дагестане, — свидетельствуют раскопки поселения близ села Чох (VI тыс. до н.э.). Здесь, в Чохе, найдены зерна пшеницы, ячменя и овса. Обнаружены также и сельскохозяйственные орудия (мотыжа каменная, каменные и костяные вкладыши жатвенных ножей, зернотерки). Хотя у селян земледельческого Чоха процветало и пастушество (овцы, козы), охота не утратила своего важного хозяйственного значения.

В последнее время сложилось мнение, что один из значительных миграционных потоков на Кавказ связан с носителями урукской (примерно 4400-4000 гг. до н.э.), видимо, точнее, убейдской культуры Нижней Месопотамии. Следы (артефакты) убейдской (раннеземледельческой месопотамской) культуры (5300-4000 гг. до н.э.), непосредственно предшествовавшей культуре шумеров, как известно, обнаружены в Уруке поры ок. 4325 г. до н.э. История же шумеров, освещённая многочисленными исследованиями и письменными источниками, прослеживается примерно с середины IV тыс. до н.э. Факты свидетельствуют, что племена прашумеров обосновались в долине Нижней Месопотамии, довольно плотно заселённой убейдцами, примерно на рубеже V-IV тыс. до н.э.. И прашумеры вытеснили местное эламо-дравидийское (убейдское) население на восток. 

Ещё А.И. Джавахишвили (1973 г) усматривал возможным проникновение в Закавказье в середине IV тыс. до н.э. мигрантов из северо-восточных областей Малой Азии, поскольку именно с этой поры в Закавказье выявляется устойчивая тенденция резкого развития культуры. Далее и К.X. Кушнарева отмечает, что наблюдаемые к середине IV тыс. до н.э. в культурах Южного Кавказа существенные преобразования происходили преимущественно в среде носителей куро-аракской культуры. Итак, ученые утверждают, что к 3900 году д.н.э. население Кавказа и Анатолии опять стало почти одинаковым, всю эту территорию заняли племена анатолийской культуры и, вероятно, к этому времени на Кавказ было крупное переселение средиземноморских племен с территории современной Турции.

К 3300 году д.н.э. население Кавказа продолжает оставаться почти однородным, всю эту территорию занимали племена куро-аракского неолита. Произошедшая на Ближнем Востоке неолитическая революция распространилась и на территорию Кавказа посредством  куро-араксской культуры, бытовавшей как на Северном Кавказе, так и в нынешних Иране и Турции. С этого момента на Кавказе приживается скотоводство и земледелие, производится керамика, появляются поселения из кирпичных домов.

Международная группа учёных исследовала ДНК древних жителей Кавказа, извлечённую из археологических находок, чтобы узнать историю перемещения народов по этому региону. Анализ ДНК из 45 скелетов, найденных в горных районах, установлено, что самым молодым из них было примерно 3500 лет, самым древним – 6500 лет. Главный вывод исследователей: древнее население Кавказских гор было достаточно генетически однородным. Анализируя большое количество митохондрий ДНК у европейцев, ученые установили, что эти гаплогруппы возникли на Ближнем Востоке, и до сих пор считалось, что они мигрировали в Европу в эпоху неолита, около 9 000 лет назад. Тем не менее, команда ученых представила даже доказательства, которые показывают, что эти гаплогруппы фактически мигрировали в Европу гораздо раньше, чем считалось ранее, начиная с того периода, когда только Ледниковый период подошел к концу.

Исследованиями многих генетиков установлено, что генофонд современных популяций Кавказа сформирован в весьма значительной степени гаплогруппами переднеазиатского (анатолийского) происхождения. Популяции Кавказа на основании распределения частот гаплогрупп ДНК разделяются на два субрегиона (что коррелирует с распространением языков). Один из них, географически представленный восточной частью Северного Кавказа (потомки хурритов), характеризуется высокой популяционной частотой гаплогрупп J1-M267 и R1b1b2-M269. Второй регион (потомки хатти), географически представленный западной частью Северного Кавказа и Южным Кавказом, характеризуется высокой частотой гаплогрупп G2-P287, J2-M172 и R1a1a-M198. Итак, по всей вероятности, языки и их диалекты Кавказа занесены из Анатолии, её племенами хатти и хурритов («прахатто-хурриты»), носителями раннеземледельческой анатолийской культуры. 

Сенсационные результаты были получены из центра генетических исследований iGENEA, расположенного в Цюрихе, куда их египетские коллеги передали часть ДНК, извлеченной из мумии фараона Тутанхамона. Ученые сравнивали их по так называемым гаплогруппам (под названием R1b1a2) — характерным наборам фрагментов ДНК, которые передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде. Установлено, что гаплогруппа R1b1a2, обнаруженная в мумии Тутанхамона,  встречается приблизительно у половины мужчин из Западной Европы, а в некоторых странах доля родственников фараона приближается к 70 процентам (например, во Франции эту гаплогруппу несут 60 процентов мужчин, а в Испании — 70 процентов). Исследователи полагают, что общий предок Тутанхамона и европейских мужчин, имеющих гаплогруппу R1b1a2, жил на Кавказе около 9,5 тысяч лет назад. Носители «фараонской» гаплогруппы начали миграцию в Европу приблизительно 7 тысяч лет назад. Среди современных египтян доля носителей гаплогруппы R1b1a2 составляет менее одного процента. Эти исследования являются прямым доказательством того, что у египетского фараона и значительной части мужчин Западной Европы есть общая гаплогруппа — R1b1a2. Следовательно, у них был общий предок, живший примерно 9,5 тысяч лет тому назад на Кавказе.

Крупный специалист в области сравнительно-исторического языкознания проф. В.И. Абаев констатировал, что при всем непроницаемом разноязычии, на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир. При всей языковой раздробленности существует единая Кавказская этническая культура. Как известно, единая (однородная) этническая культура, в древности надолго охватившая все регионы Кавказа и оставившая глубокий, неизгладимый след (в т.ч. и языковый), это — куро-аракская культура.

Многочисленные исследования показали, что ареал распространения куро-аракской культуры не уступал по широте охвата территории распространения анатолийских земледельцев раннего неолита, и включал Египет и Ханаан, Сирию, Киликию, Восточную Анатолию и охватывал почти всё Закавказье и Северный Кавказ, и, вероятно, какую-то часть Индии.

Известно, что страна Субарту (на северо-востоке Месопотамии) упоминается в клинописных текстах с середины III тыс. до н.э., а  язык субареев считается вариантом хуррито-урартского языка. И установлено, что отдельные хурритоязычные группы с предгорий Кавказа мигрировали с начала III тыс. до н.э. (а это могли быть только куро-аракцы) на северо-восток Верхней Месопотамии. В этническом составе Северного Ирана в период V-II тыс. до н.э.) звучали языки, которые не имели ничего общего ни с индоевропейскими, ни с семитскими языками. Предполагается (И.М.Дьяконов), что это был эламо-дравидский язык (дравидский язык – до санскритский древне индийский язык), смешавшийся с древними анатолийскими (прахатто-хурритским) языками. 

Ассирийцы нередко называли хаттами (не хеттами) не только малоазиатов, но и жителей Сирии, Финикии и Палестины (И.М.Дьяконов). На этих территориях могли существовать и хурриты, как часть единого прахатто-хурритского этноса. Отделение хурритского языка от хаттского произошло примерно на рубеже V-VI тыс. до н.э..

Вполне возможно, что все ветхозаветные «гаргаритяне», «гараритяне», «гародитяне», «агаритяне» — это племена, которые являли собой протохуритский этнос, входивший в хатто-хурритскую языковую группу. Показательно, что древние (вай)нахи были известны Страбону как «гаргареи» (хар-хареи), что (этот этноним), по-видимому, идентично библейскому — «хореи» (хурри-хуреи), т.е. нахи-«гар-гареи» были прахурритами (примечательно, что, помимо нахов долины Терека, термином «гаргареи» называли в I тыс. до н.э. и хурритское население Карабаха). Предполагается, что данное наименование — нахско-хурритского происхождения. Так, в ингушском языке слово «гарга» означает «близко, похоже», а «гаргар» — «родственный, близкий, похожий», и этноним «ингуши» адекватен названию «галгаи».

После изгнания гиксосов из Египта (в 1567 г. до н.э.) мощная волна хурритов расселилась в Ханаане — азиатской части царства гиксосов. По всей вероятности, эти хурриты и представляли собой племена ветхозаветных хорреев (хурритов). Предполагается, что какие-то племена куро-аракцев через Синай мигрировали и в Египет. Для подтверждения правомерности такого предположения можно, в частности, привлечь утверждение «жреца Санхунйатона («Финикийская история»), о том, что ханаанеянин «Хен (Кен)» и египтянин «Эйсирий (Осирис)» — братья. Ветхий Завет, в свою очередь, также называет Кенаана (Кнаан, Ханаан) и Мицраима (Египет) братьями.

Несомненно, что эти древние сведения имеют под собой научно-историческое обоснование. Так, анатолийские черты отчётливо просматриваются на рельефах Синая, изображающих египтян Санахта и его брата Джосера, представителей III династии фараонов (2727-2655 гг. до н.э.). Выявлено антропологическое сходство между черепами египтян и ханаанеев. Строение черепов большого числа египетских мумий и взаимные пропорции частей их тел указывают на антропологическую близость типов древних египтян с носителями анатолийских черт. Помимо этого, на территории Северной Африки обнаружены лингвистические параллели с архаичной этнонимикой и топонимикой Кавказа (анатолийской по происхождению), существовавшими ещё до образования Карфагена. Более того, генетики из института Макса Панка и Университета Тюбингена частично восстановили геном 90 египетских мумий, возрастом от 3500 до 1500 лет, и, проанализировав его, пришли к выводу о том, что древние египтяне были выходцами из Древнего Ханаана и Сирии, т.е. вполне могли быть потомками хатти и хурритов.

Как известно, факт «генетической» общности палеокавказских языков с древними языками Анатолии — с хаттским, хурритским и урартским  считается установленным. Сложилось однозначное мнение (С.А. Старостин, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов, С.Л. Николаев), что с хаттским языком и его носителями, как предками, связаны современные адыго-абхазские языки (адыгейский, кабардино-черкесский, абазинский и убыхский языки) и их носители (западная часть Северного Кавказа). Точно также с хуррито-урартским языком и его носителями (распространённом, в частности, в II-I тыс. до н.э. и в районах, примыкающих к Южному Кавказу с юга) соотносятся языки нахско-дагестанской ветви (восточная часть Северного Кавказа): вайнахские языки — чеченский и ингушский; а также и дагестанские языки — аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский, агульский и некоторые другие.

Именно поэтому, в отличие от современного языкознания, мы подходим к изучению языка древних, до нас никем однозначно не дешифрованных, письменностей, исходя из кавказских языков. Такое наше новое направление в языкознании имеет не локальный, а системный характер, т.е. охватывает все до сих пор окончательно не установленные, считающиеся особняком среди всех языков мира, языки древнего мира. В этом и заключается «странность» и не понимание моих исследований.  

Ярали Яралиев

Профессор

Комментарии к статье “ДРЕВНИЙ КАВКАЗ И АНАТОЛИЯ

  1. Уважаемый Ярали муалим, если вы позволите, хотел бы задать вам пару вопросов:
    1) Вы пишете: «В отличие от современного языкознания, мы подходим к изучению языка древних, до нас никем однозначно не дешифрованных, письменностей…»
    Урартские клинописи дешифрованы досконально еще до Меликишвили, а он лишь собрал и систематизировал результаты. Старостин и Дьяконов высказали мнение, что хуррито-урартские языки можно включить в нахско-дагестанскую группу языков, так как до той степени доказана их близость. При чем, они отмечают, что общие с ХУ языками корни найдены только в нахских и лезгинских языках. Но вы, почему-то, включили в этот список и лакский и аварский. Нет в аварском, лакском или даргинском языках уратских корней, разве только заимствованные через лезгинский.
    2) В чем необходимость выделять табасаранский, агулский и др. языки из лезинской группы при рассмотрении это вопроса? С какого периода они стали отдельными языками?
    3) И что меня возмутило: Упоминая гаргаров, вы их связываете то с хурритами, то со Страбоном, то с ингушами, ссылаясь, что у ингушей есть слово галгай. Но Страбон и ряд других авторов указал гаргаров среди племен кавказских алпанов (де факто, лезгиноязычных племен). У лезгин много топонимов, содержащих корень гаргар и хархар: гаргар вац, гиргар, киригар, киркар, окончание -ар, собственно указывает на лезгинский язык и, вне сомнений, гаргары — лезгиноязычное племя. Вот из за таких непонятных высказываний в интернете появляется куча лозунгов: «Самое мощное племя Кавказской Албании гаргары, на основании языка которых был составлен алфавит КА, были ингуши, … были аварцы». Вы связываете гаргаров и с хурритами и с албанцами и с вайнахами одновременно, при этом ссылаясь то на Библию, то на Страбона. Напоминаю вам, хуррито-урартское слово хархар, харахар-ун — на лезг. — «разрушать».
    4) Вы говорите: «В этом и заключается «странность» и не понимание моих исследований».
    Чтобы было понятно рядовому читателю, надо изложить ясно и лаконично:
    Хурриты (III в до н.э), Митанни (XVII — XIII вв до н.э),
    Утарту — (XIII — VI вв до н.э. )
    Алпан (алпаны, гаргары, леги, гелы и т.д — II до н.э.- XI )
    И все они являлись лезгиноязычными племенами, которые наследовали язык друг от друга в порядке перечисления, а вместо этого вы провели гаргаров через промежуток истории длиной в 5000 лет называя это лезгиноязычное племя ингушами и нахами.
    Вы проводили исследования в области урартских клинообразных надписей, читаются они на ингушском языке? Только слепой человек не заметит в урартских клинообразных надписях лезгинский почерк и множество лезгинских корней. Причем их так много, что не остается сомнений, что это один и тот же язык, конечно, мы учитываем временной интервал длиною в 2500 лет и разницу, вытекающую из этого.
    Желаю Вам удачи в дальнейших исследованиях!

    1. Уважаемый Шамил Халилов! Спасибо Вам за очень хороший комментарий. Я с Вами согласен. Приведу несколько пояснений.
      !. Нахская группа кавказских языков и связь с ней древних надписей исследованы, в основном, чеченцами. В обнаруженных мной древних письменах и встречаются слова нахцев. Но они единичны и, тем не менее, не упомянуть чеченских, ингушских и бацбийских связей было бы, скажем, невнимательное отношение к ученым-чеченцам. Все чеченцы не зря говорят, что лезгины их братья. Что касается слова «гаргар», то лично мое мнение: гаргары – это йаркинцы и, Вы правы, в Албании очень много топонимических названий, связанных с гаргарами.
      И еще. К моему удивлению, в древних письменах очень много лезгинских слов, их число не сравнимо со словами других кавказских языков. Вы и в этом правы. В следующих статьях я постараюсь объяснить этот феномен. У меня есть серьезные аргументы.
      2. Дешифровка урартских письменностей. Они дешифрованы при помощи ассирийского языка Меликишвили (Урартские клинообразные надписи) и Мешаниновым (Аннотированный словарь урартского языка). Однако в этих книгах почти не уловлена кавказоязычная сердцевина, да и по ассирийскому языку этого делать не возможно. Я приведу один пример. В перечне хозяйственных товаров обнаружено слово «манкали», после которого есть «шам»+ «ну», что языковеды переводят как «масло». Поэтому думают, что «манкали» — это особый сорт масла. Но перед словом «манкали» есть еще знак, переводимый специалистами и как XX (20), и как «шару». И языковеды недоумении, что это значит? Однако, это очень хорошо понимается при помощи лезгинского языка. Я его читал в форме «20 манкали шам» или в транскрипции; «20 ман кали(н) ччем», где «ман» — мера веса по З.Ризванову: большой ман – 3 кг. Следовательно, предложение понимается как «60 кг коровье масло». В книге Меликишвили таких примеров много.
      3. О хурритах будет отдельная стстья. Вы пишете Хурриты (III в до н.э), Митанни (XVII — XIII вв до н.э), Урарту — (XIII — VI вв до н.э. ), Алпан (алпаны, гаргары, леги, гелы и т.д — II до н.э.- XI ). Об этом речь впереди, кстати, хурриты были в Малой Азии в III тыс. до н.э.
      В общем, ваши комментарии мне по душе, так и я представляю, но некоторые «неточности» по-вашему, для того, что древние надписи связать с наличием в них слов и других кавказских языков. Вы представляете, строение предложения – лезгинское, 20-80 слов лезгинские, но и есть слова из других кавказских языков, которые легко понимаются при помощи грамматических связей, тоже лезгинского языка. И автохтонов Кавказа.
      В первой статье я акцентировался только на единство народов древней Месопотамии (Анатолии) и автохтонов Кавказа. Продолжение более интересное.

      1. Предпоследний абзац:
        В общем, ваши комментарии мне по душе, так и я представляю, но некоторые «неточности» по-вашему, для того, чтобы древние надписи связать с наличием в них слов и из других кавказских языков. Вы представляете, строение предложения – лезгинское, 20-80% слов лезгинские, но и есть слова из других кавказских языков, которые легко понимаются при помощи грамматических связей, тоже лезгинского языка.

      2. Конечно, Ярали муалим (ученый), является для лезгин авторитетом, человеком, кто первым начал серьезно заниматься древней историей лезгин, высказал много смелых гипотез, открыл многим глаза.
        Но мы не должны и не будем останавливаться на его достижениях, так как в истории Кавказа и Малой Азии еще много белых пятен. То есть многие смелые идеи Яралиева люди не поняли, вернее, сделали вид, что не поняли. Я, больше чем уверен, что найдется не один ученый в области истории Хурритов и Уратртов, который сможет основательно доказать, что язык Хурритов и Урартов есть именно лезгинский и Урарту было государством лезгинских племен. Это истина и её не смогут скрывать вечно.
        Тут не идет речь о близости или общих словах, это уже давно доказано, вопрос стоит о принадлежности Хуррито-урартского языка к лезгинской группе.
        Я хотел сказать, что урартские клинообразные надписи дешифрованы Меликишвили, он распознал знаки и прочитал более менее сносно. Но сам того не зная, от прочитал их на лезгинском языке.
        В том, что многие слова он не смог перевести, я тоже согласен.
        А слово «манкьали» понятно любому лезгину, у нас ест похожее слово «мыс-кьал» мера красильных порошков для шерсти, от слова кьал — немножко,
        С тем что, лезгины и вайнахи имеют общие корни, как в генетическом, расовом так и языковом понимании, я тоже согласен. Вайнахи — самый родственный народ для лезгин из всех кавказских народностей. Это мнение у лезгин передается из поколения в поколение. На мой взгляд, лезгины и чеченцы отделились с периода Хурритов. А в клинообразных надписях Урарту прослеживается уже чисто лезгинский почерк. Естественно, за 2500 лет, многие слова лезгины потеряли, заменили их заимствованными с других языков, и т.д. но тем не менее, связь прослеживается, основной стержень сохранился…
        (Всем добра…

  2. Уважаемый ЯРАЛИ муалим, я хотел бы конкретизировать свои вопросы к статье.
    Я уважаю ваш возраст и вас лично, за потраченное на исследование истории лезгин время.
    А вопросу к вам, все таки, остаются:
    Всем известно, что племена кавказских албанов были лезгиноязычны, и у вас немало дешифровок на эту тему, которые явно читаются на лезгинском,
    но почему-то вдруг гаргары, одно из племен кавказских алпанов стали галгаями и ингушами?
    Если вы хотели этим сказать, что ингуши тоже были лезгиноязычны и их предки жили среди лезгин, то надо доказать это и включить их в лезгинскую группу языков, но этого пока мы не видим…
    А исследовав клинописи Урарту, вы сами пришли к выводу, что урарты были лезгиноязычны. Это действительно так, и это неоспоримо.
    А с другим языкам Северного Кавказа урарты имеют ровно столько параллелей, сколько параллелей имеет лезгинский язык с языками СК, не больше.
    Хурриты — не кто-нибудь, а племена которые предшествовали урартам, заложили основы урартов (то есть, можно сказать, урарты и хурриты это один народ). Вы об этом знаете лучше меня.
    Но почему-то в лезгинских словах хархар (горох), хархарун (разрушать, превратить в горошки), гаргар — доспехи (кьеркьер, хъархъар) вы нашли нахский и ингушский след…
    Я думаю, ответы на эти вопросы будут интересны многим представителям лезгинской интеллигенции, да и всем, интересующимся историей древнего мира, людям…

  3. Предпоследний абзац:
    В общем, ваши комментарии мне по душе, так и я представляю, но некоторые «неточности» по-вашему, для того, что древние надписи связать с наличием в них слов и других кавказских языков. Вы представляете, строение предложения – лезгинское, 20-80% слов лезгинские, но и есть слова из других кавказских языков, которые легко понимаются при помощи грамматических связей, тоже лезгинского языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.