Образы низшей мифологии лезгин

ХъварцПредки лезгин создали не только уникальный пантеон божеств и высшую мифологию, но сохранили и донесли до нас богатую низшую мифологию и пандемониум, состоящий из десятка образов духов и демонов. При всем разнообразии этих образов низшей мифологии лезгин, они обязательно входят в рамки нижеследующих групп:
1. Добрые духи (къени руьгьер). Сюда же входят духи предков (духи — покровители);
2. Злые духи — демоны (пехъи буьгьуьяр). Сюда же входят духи мертвых (зловредных при жизни людей), вызывающие болезни, страх, а также духи — джинны, заимствованные из ислама;
3. Нейтральные духи (зарар квачир руьгьер). Они, как правило, относятся к людям бесстрастно, но в определенных ситуациях могут быть и помощниками, и противниками.
По религиозно — мифологическим представлениям лезгин, духи и демоны могут иметь антропоморфный, зооморфный, а также абстрактный облик. Количество сохранившихся до нашего времени в народной памяти языческих духов и демонов около 200.
Используя разноплановые характеристики духов и демонов пандемониума лезгин, эти образы можно сгруппировать по разному. По ареалу распространения эти образы делятся на:

а) общелезгинские (Ашарат, Лацар (лазы), Хъварц, Кускафтар, Малкамут, Эрен вахар (Сестры Эрен), Аци-баци и др.);
б) локальные — известные только в одном селе или в нескольких селениях (Тинтал хва (с. Агъа Лакар), Кьими (с. Капир), Дестен (с. Дустагир), Гъутан (с. Микрах), КIекруь (сс. Хорель, Кирка), ТахицIардин кIаник квай кватияр (священные щенки, проживающие под ледником Тахицар – с. Куруш) и др.), ;
в) известные только на территории Южного Дагестана (Ух, Кетин, Кьвал, Кьурт, КIамс и др.);
г) известные только южным лезгинам — населению северных районов Азербайджана (Бистан, Шив-хвар, Мекежа, Гъваяж, Шайхун, Гуьлгени, Къай Ба и др.).
По месту обитания их можно разделить на:
а) небесные: Лацар (лазы), Эрен вахар (Сестры Эрен), Ракъинин руш (Дочь Солнца), Минар (мины) и др.;
б) наземные: Кускафтар, Хъварц, Къван кьуьзек, Ттар кьуьзек, КIазар паб и др.;
в) подземные: Малкамут, гъуьлягъар (змеи), ЧIулав гьер (Черный баран), ТIветI — къуш (Насекомое — птица), Фалуж (Фалидж) – злой дух, который вызывает паралич и др.
Духи и демоны встречаются:
а) мужского пола: Аци-баци, Кускафтар, Кьими, Гъутан, Кьуркьуччан, Суван шар (Царь гор), Гъуьлуьн шар (Царь моря), Ашарат и др.;
б) женского пола: ТIурун къари (Старуха — сыпь), Куфта къари (Старуха, с вредными склонностями), КIазар паб (Женщина — щелкопряд), Яру руш (Красная девушка), Гъваяж, Умма, МуркуцI руш (Девочка — сосулька) и др.;
в) неопределенного пола: Хъварц, Ух, Хуху, Гугу, Тав, Къулан руьгь (Дух очага), Ччан алай мийит (Живой труп), Фалуж и др.;
г) обоих полов: джинны, дэвы, гIашерар, минар (мины), пехъи эхъенар (злые тени) и др.
Определенная часть демонов — духов составляет свиту небесных, наземных и подземных богов, являясь их подручными и помощниками (верховный бог Рагъ и феи, сотканные из его лучей — лацар (лазы), бог Эрен и добрые духи Эрен вахар (Сестры эрен), бог Алпан и находящиеся на службе у него дух Гъваяж и Кеччуьк, бог Гудул и образы, олицетворяющие природные явления Гилавар, Гьуьлуьн гар, Шагьвар, Шайхун, Къай Ба, Гарунгар) и т.д. Другая часть действует самостоятельно, проводит независимый образ жизни (Кускафтар, джинны и др.).
Интересно отметить, что имена некоторых духов демонов употребляются исключительно в речи женщин: к примеру, Аламат, Керемат, Дестен и т.д. Мужчины, как правило, этих термов не употребляют, на этих персонажей не ссылаются.
По представлениям лезгин, злых духов — демонов, вызывающие болезни, можно изгнать освященными амулетами (запаб), статуэтками или символами божеств (тимтал, стIу), специально изготовленными веществами (туьтуь), сильнодействующими волшебными заговорами и молитвами (кав, шазда), громкими возгласами (гъap), барабанным боем — напр., при затмении солнца или луны (далдам гатун). У лезгин существуют обширный круг «рецептов», направленные на предостережение от злых духов. Они устно передаются от поколения к поколению.

Притча об Ашарат1. Притча об Ашарат
Рано утром одна женщина увидела на снегу следы человека, ведущие от их дома. Она знала, что из членов семьи еще никто не выходил на улицу. Женщина задумалась: «Кто же это может быть?» Какая-то сила толкнула ее пойти по следу и узнать, кто это. След привел ее на окраину села, где она увидела старика с палкой. Женщина окликнула его, и тот в одно мгновение оказался рядом с ней. Она спросила, почему старик рано утром уходит куда-то, и пригласила его в дом. Увидев доброе отношение, старик открыл ей причину своего ухода. Он сказал, что долгое время обитал в их доме, и на нем держалось их благополучие, а теперь должен перейти в другой дом. На настойчивую просьбу вернуться, растроганный старик сказал, что путь назад для него невозможен, но что на прощание, за ее доброту, он может исполнить одно ее желание. Она попросила старика подождать, пока она посоветуется с семьей. Члены семьи высказали разные пожелания: одни считали, что надо просить богатство, другие — долгую жизнь. Не подала голоса только невестка, которая пришла в этот дом семь дней назад. Спросили и ее. Невестка ответили, что в этом доме она увидела дружбу, взаимопонимание и хотела бы, чтобы такие отношения между членами семьи сохранились навсегда. С этим согласились все. Пожелание невестки было передано старику, который похвалил ее, и сказал, что мир будет царить в их доме. Действительно эта семья жила всегда дружно.

2. Как появились змеи?
Однажды на земли лезгин напали однорогие враги. Их было много. Касы под руководством Шарвили семь дней и семь ночей уничтожали врагов, но число их не уменьшалось. Тогда люди обратились к Рагъ. Верховный бог поручил Алпану:
— Покажи силу своего меча!
Алпан взмахнул своим мечом справедливости. Большинство врагов было уничтожено. Остальные от страха перед мечом превратились в змей и скрылись под землей.
По преданию, на земле до этого события змей не было. Несмотря на то, что враги превратились в змей, они и сегодня готовы ужалить человека при каждом удобном случае.

Шармуну и Дэв-вели- кан3. Шармуну и Дэв-великан
Когда-то Шармуну был царём в подземном мире и в его подчинении находились демоны, ядовитые змеи, ящерицы. Но однажды откуда-то появились дэвы. Шармуну не захотел пропускать их в свои владения. Тогда самый огромный дэв ему предложил единоборство. Коварный дэв во время схватки одержал победу, а Шармуну от стыда и злости убежал и скрылся в самом черном уголке подземного мира. Разгневанный Сед, отнял у Шармуну его полномочия. Часть их он отдал Алапехъ, часть Алпаб, а часть взял на себя обещавший служить Седу Дэв-великан. После этого Дэв-великан гнался за Шармуну чтоб отнять у него и титул «шар» (царь), но ловкий Шармуну быстро скрылся. Он до сих пор скрывается, редко появляется в обществе злых сил и не отдает Дэву титул «шар»

4. Кускафтар
В прошлом враги нападали на земли лезгин или с юга по побережью Каспийского моря, или с севера через Дербентский проход. Однажды случилось невиданное: враги вторглись со стороны Кабалы. Все задались вопросом: кто указал тропы, ведущие через горный хребет?
Боги знали кто предатель. Они отняли его душу, тело сделали вечно живым, а оба глаза вытащили из одной глазницы.
С того дня одноглазый Кускафтар бродит по горам, ущельям, лесам и старается вредить людям.

Малкамут5. Малкамут
По преданию, Малкамут, как правило, живет в царстве мертвых, расспрашивает и записывает их деяния. Иногда выходит и на поверхность Земли, сидит на холме, провожает взглядом проходящих мимо пастухов и их отары. Говорят, однажды один из пастухов, направлявшихся вместе с отарой на зимовку в Ширван, сказал другому:
-Это место, на котором мы сейчас находимся, как тебе известно, называется «Малкамут», но мы с тобой сколько лет проходим здесь на Ширван и обратно в горы, и ни разу не встретились с самим Малкамутом. Если бы я встретил его, то отдал бы ему одну овечку, что бы он пожалел меня в Царстве мертвых, когда будет расспрашивать.
Малкамут, сидевший недалеко от пастуха и слышавший его, не выдержал. Он протянул руку к пастуху и сказал:
-Ну-ка, давай!
Пастух обернулся на голос, увидел Малкамут, узнал его. Его охватил такой страх, что он убежал в своеселение, оставив отару.

 

 

Ф.Бадалов,
кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *